Изо всех сил отвращайся и бегай губительного сообщества со сластолюбивыми молодыми людьми, потому что и делами и скверными беседами растлевают они души тех, кто их любит.

1.86. Акакию Мемориалию.

Произносить устами слово весьма вредное, праздное, бесполезное и не согласное с духовным назиданием — почти то же, что питать в сердце змей и скорпионов худых помыслов.

1.271. Схоластику Ираклиту.

Поскольку для любящих говорить о пустом и понапрасну немалое зло — острота языка, то святой Моисей вместо двери и запора налагает на него молчание. Ибо для того даны нам два уха и один язык, чтобы для спасения более мы слушали, нежели говорили, взывая более добрыми делами и Божественными преуспеяниями. Посему весьма кстати и сам Моисей, и священники, и Левиты посылались говорит всему Израилю: «молчи и слыши, Израилю, словеса Господни» (Втор 27, 9).

1.307. Диакону Фессалию.

Если лающий пес делает вред неодолимому исполину, то и истинно верующему повредит дух хулы, возмущая его душу.

2.279. Ритору Леониду.

Желательно мне, чтобы ты соблюдал правильность и в нравах и в поступках. Ибо не погрешать против правил сочинения и не употреблять в речи слов, не свойственных языку, могут и люди поврежденной нравственности. Поэтому перестань гоняться за чистотою произносимого, если только, как мне кажется, ты христианин. Ибо царствие небесное, конечно, приобретается не красотою выражений, но добрым нравом, благими делами и твердою верой.

3.194. Монаху Юлиану.

Дивлюсь, почему умные и ученые монахи, когда спросить их о чем, редко отвечают или и вовсе молчат, по смиренномудрию, а ты, имея необузданный язык, когда тебя никто не спрашивает, с невежественною опрометчивостью просто сыплешь тысячи слов, о чем ни случится, широко вещаешь и, как говория иные, пустословишь. Да кажется, и много найдется подобных тебе поселян, людей неученых и пустых, которые каждый, так сказать, час, никем не спрашиваемые, готовы говорить вообще со всяким, знакомым и незнакомым, из тщеславия, напоказ и по человекоугодию. Но не заслуживают тем они похвалы, а бывают по справедливости осмеяны и явно поруганы сатаною.

3.205. Чтецу Дидиму.

Много вредят себе и великий терпят ущерб без пользы и безвременно пустословящее о многом, без пользы и безвременно упражняющееся в словопрениях, великим шумом пышных слов затмевающие самый смысл, затрудняющее удобство разумения, отгоняющее от себя неисповедимую действенность благодати и, вместо того, чтобы предаться созерцанию сущего, занимающиеся житейскими куплями и впадающее в разнообразные искушения.

3.289.