Не будь судьею судей; потому что в Церкви занимаешь ты место ног, а не главы. Посему не осуждай иереев за то, что не все они чисты. Не твое дело судить и пересуживать епископов Господних. Притом, по Божию промышлению, кормило священства не вручается ни одному из бесплотных Ангелов, чтобы, будучи безгрешными, не стали они поступать строго и немедленно предавать смерти всякого падающего человека. Но подобные нам люди, сложенные из плоти и крови и повинные в грехах, принимают чин предстоятельства, чтобы, когда заметят кого впадшим во что–либо предосудительное, убеждаемые собственными прегрешениями, оказывали человеколюбие единоплеменному. И смотри, первый камень Церкви, Петр, первоверховный в лик Апостолов, употреблен в дело после покаяния, потому что не был безгрешен. Поэтому не требуй, чтобы все были безукоризненны и ни один из предстоятелей Церкви не имел ни порока, ни скверны человеческой.

3.55. Монаху Вириму.

Если видишь, что иной — самый нечистый из всех нечистых и самый лукавый из всех лукавых людей, то не изъявляй желания осудить его, и не будешь оставлен Богом, и не соделаешься пленником.

3.56. Монаху Вириму.

Судить позволительно наиболее славным и чистым из пастырей, которым вверены ключи царствия, а не пасомым и носящим на себе следы греховных скверн.

3.98. Диакону Хрисафию.

Если с худою мыслию и злым произволением разглашаешь грех ближнего, то явно, что окажешься несправедливым и подвергнешься ответственности за неправду. Ибо справедливость требовала не разглашать, но скрыть, сколько возможно, и исправить падшего советом и сострадательностью.

3.118. Ходатаю по делам Урсакию.

В день воскресный молимся, прямо стоя на ногах и сим изображая постоянство будущего века. А в прочие дни преклоняем колена, давая тем видеть падение человеческого рода через грех. Восставая же с коленопреклонения, возвещаем тем совершившееся в воскресный день воскресение, какое Христом даровано всем нам.

О чревоугодии, вкушении пищи и посте

1.278. Фидерату Иулию.

Конец употребления пищи сверх меры явен, сие доводит тело до мучительного состояния, а часто и до болезни.

1.301. Сильвану, пребывающему в общежитии.

Если желаем совершенно попрать демонов, то будем показывать во всем смиренномудрие, далеко отринув от себя волю свою. И как охотно принимаем пост, предписанный нам предшественниками нашими в этом роде жизни, так и, если хорошо сведущие в оценке дел посоветуют нам есть или пить, чтобы на некоторое время дать отдохновение утомленному телу, послушаемся их с готовностью и не колеблясь. Потому что вкушение из послушания сильнее поста поражает демонов.

2.9. Чтецу Астерию.

Как худому иудею и обрезание вменяется в необрезание, так воздержание и пост вменяются в объядение и ненасытность такому человеку, который постится, как язычники, иного не ест, как манихеи, и гнушается добрыми Божими созданиями.

2.58. Монаху Харитону.

Нет греха каждый день в назначенный час приступать к пище для умеренного вкушения оной. Но после того, как унизишься до потребности телесной, надобно уже скорее снова возносить мысль к небу, не вознося с нею ни одной из земных забот.

2.89. Монаху Арсану.

Иные ежедневно укрощают сердце трудами и стараются изнурить себя воздержанием. А ты подвергаешься опасности, разорвать свою плоть многоядением и пьянством.