Не знаешь, может быть, хотя часто об этом читал, что мужу советодательному не годится спать целую ночь. Ибо не должен всю ночь лежать, как мертвый тот, кто исследует Божественные советы и ожидает Господа, когда придет Он с небес и потребует у нас отчета. Поэтому не зная, что читал, спишь без сытости от вечера и до утреннего появления солнца на восток, храпя и не движась с места. Посему, по крайней мере отныне превозмоги свою леность и поспеши отрясти неразумный сон и вкусить Божественной сладости молитвы и псалмопения, избери себе лучший жребий, приведи себя в прекраснейшее состояние, возжелай силою Боголюбивой рачительности препобедить и сокрушить силу нерадения и несказанного разленения. Ибо навык навыком обыкновенно переиначивается. Не выставляй мне на вид самовластия привычки. Ибо, если неповоротливость и леность обратились в природу, то тем паче рачительность и трезвенность могут так же соделаться природою. Призови на помощь себе Бога, и, без сомнения, услышит Он и даст дарование силы и беспрепятственное шествие путем добродетели. Ибо Господь творит чудеса даже преестественно. Хотя объявшие тебя и превозобладавшие тобою леность и бессилие и полагают по видимому препятствие, но укрепляющая тебя сила окажется могущественнейшею.
Письма на разные темы
Каждый судит по себе
1.32. Эконому Зосиме.
Прелюбодей всякого человека почитает прелюбодеем, а также и тать (вор) думает, что все тати; но муж целомудренный, святой и боголюбивый рассуждает, что все святы и праведны. И ты, с давних лет известный порочною жизнью, полагаешь, что все порочны и никуда не годны, и всем на всех ежедневно клевещешь, будто бы они развратны, грубы и весьма худы.
2.123. Монаху Елпидию.
Сказано: «вся чиста чистым» (Тит.1, 15). Неверным же, преданным страстям, грехолюбивым, оскверненным все кажется нечистым и лукавым и все влечет их на грех — пища ли, питие ли, одежда ли место ли, время ли, лицо ли. И поступок, и беседа, и взгляд, и осязание, и обоняние, и слух, и вкус, — короче сказать, всякая вещь, всякий вид, всякое движение понуждает таковых ко греху, вызывает на беззаконие. И напротив того, — верных, чистых, благоговейных, здравомыслящих все побуждает к благодаренью Бога и к неумолчному песнословию, руководствует ко всякой правде и научает совершенному благочестью.
О том, чему уподобляется любовь к людям
1.292. Трибуну Евифию.
Спрашиваешь меня, почему любовь к соплеменному назвал я псом? Потому что она действительно пес, часто с неистовством терзающий всякую жестокость, всякое лукавство и упрямство, всякую надменность и необщительность. Посему любовь к людям есть пес, достойный не порицания, а скорее похвалы.
Об устройстве храма
4.58. Епарху Олимпиодору.
Пишешь ко мне: поскольку готовишься воздвигнуть величественный храм в честь святых мучеников и Самого Христа, прославленного их мученическими подвигами, трудами и потами, то «не будет ли весьма прилично поставить в святилищ иконы, а стены с правой и с левой стороны наполнить изображениями всякого рода ловли животных, чтобы видны были растягиваемый по земле сети, спасающееся бегством зайцы, серны и другие животные, поспешающие за ними ловцы и ревностно преследующие их со псами, а также закидываемые в море мрежи, пойманные всякого рода рыбы и руками рыбарей извлекаемый на сушу; сверх сего сделать всякого рода лепные изображения из гипса для услаждения очей в дому Божием; да и в месте общего собрания верных изобразить множество крестов и всякого рода птиц, скотов, пресмыкающихся и растений?» А я на письмо это скажу, что детское и приличное маловозрастным дело — обольщать око верующих сказанным выше. Зрелому же и мужественному смыслу свойственно во святилище на восточной стороне храма изобразить только Крест. Ибо единым спасительным Крестом спасается человеческий род, и повсюду проповедуется надежда людям отчаянным.