Нравственно–подвижнические слова
144. Как на весах, колеблется помысл предающегося сластолюбию: иногда плачет и рыдает о грехах своих, иногда же вооружается на ближнего, и спорит с ним, оправдывая свое сластолюбие.
145. Все испытывающий и доброго держащийся, постепенно удалится от всякого зла.
146. Муж долготерпеливый изобилует разумом, равно как и преклоняющий слух свой к словам премудрости.
147. Без памятования о Боге, не может быть истинного ведения. Ибо без первого второе ложно.
148. Для жестокосердого полезно слово тончайшего ведения; ибо (такой человек) без страха не принимает на себя трудов покаяния.
149. Для кроткого человека прилично верное слово, ибо он не искушает долготерпения Божия, и не побеждается частым нарушением (заповедей Божиих).
150. Мужа сильного не обличай в тщеславии, но укажи ему на бесчестие, которому за тщеславие подвергаются. Ибо таким образом удобно бывает обличаем разумный.
151. Ненавидящий обличения погрязает в страстях умышленно. А кто любит оное, тот очевидно увлекается (силою) прежних греховных привычек.
152. Не желай слышать о чужих злых делах: ибо при таковом желании изображаются и в нас черты сих дел.
153. Наслушавшись худых речей, досадуй на себя, а не на того, кто говорил их. Ибо худому слышанию (был) худой собеседник.
154. Если кто будет беседовать с пустословами, тот должен почитать себя виновным в таковых речах их, если не по настоящему случаю, то по прежнему долгу.
155. Если увидишь, что кто–либо лицемерно тебя хвалит, то ожидай от него в свое время порицания.
156. Настоящие скорби сравнивай с будущими благами; и нерадение никогда не расслабит твоего подвига.
157. Если за телесное подаяние похвалишь человека как доброго, забывая о Боге, то впоследствии тот же человек покажется тебе злым.
158. Всякое благо приходит от Господа, по Его смотрению. И приносящие нам оное, суть служители благ.
159. Сплетения доброго и злого принимай ровным помыслом; и так Бог отвратит неравенство между сими вещами.
160. Неравенство помыслов производит в нас особенные перемены. Поелику Бог невольное с произвольным разделил в соразмерности.
161. Внешние дела суть порождения дел духовных и воздают должное по определению Божию.
162. Когда сердце предается сладострастию, то рождаются в нем пагубные помыслы и слова: и от дыма мы узнаем лежащее внутри вещество.
163. Будь постоянен в мысли, и не изнеможешь в искушениях; а уклонившись от сего, терпи находящие (скорби).
164. Молись, чтобы не постигло тебя искушение. Пришедшее же прими как твое, а не чужое.