Нравственно–подвижнические слова
89. Закостенение помысла обличает пристрастие человека; скорое же истребление его означает брань и сопротивление.
90. Есть три мысленные состояния, в которые ум входит от изменения: естественное, сверхъестественное и противоестественное. Когда он войдет в естественное состояние, тогда находит себя виновным в злых помыслах, и исповедует Богу грехи, познавая причины страстей. Когда же будет в противоестественном состоянии; то забывает правду Божию, и восстает на людей, как на обижающих его. Когда же приведен будет в сверхъестественное состояние; тогда ощущает в себе плоды Святаго Духа, которые, по словам Апостола, суть: любовь, радость, мир и проч., и знает, что ежели предпочтет телесные попечения, то не может пребывать там, и вышедши из сего состояния, впадает в грех и в последующие за ним злоключения, если и не вскоре, то в свое время, как ведает правда Божия.
91. Ведение каждого бывает истинно в такой мере, в какой его утверждают кротость, смирение и любовь.
92. Всякий, православно крестившийся, получил таинственно всякую благодать. Удостоверяется же в сем, по мере исполнения заповедей.
93. Заповедь Христова, по совести исполняемая, по множеству сердечных болезней, подает утешение; впрочем каждое из них приходит в свое время.
94. Постоянно молись во всяком деле, чтобы ничего не делать без помощи Божией.
95. Нет ничего сильнее молитвы по действию; и нет ничего полезнее ее для благоугождения Богу.
96. Всякое исполнение заповедей содержится в ней. Ибо нет ничего выше любви к Богу.
97. Нерассеянная молитва есть знак любви к Богу пребывающего в оной; нерадение же о ней и развлечение есть знак сластолюбия.
98. Кто безскорбно пребывает во бдении, долготерпит и молится; тот очевидно причастником есть Духа Святаго. А кто отягощается сим, но терпит это по доброй воле, и тот скоро получит помощь свыше.
99. Одна заповедь бывает выше другой; так и вера бывает тверже веры.
100. «Есть вера от слуха» (Римл.10,17), по Апостолу, и «есть вера уповаемых извещение» (Евр.10,1).
101. Хорошо словами доставлять пользу вопрошающим, но лучше содействовать им молитвою и добродетелью. Ибо сими приносящий себя Богу, помогая себе, помогает и ближнему.
102. Если хочешь кроткими словами доставить пользу любознательному, укажи ему: молитву, правую веру и терпение находящих (скорбей). Ибо все прочее доброе сими обретается.
103. В чем кто возложил упование на Бога, тот уже не ссорится об этом с ближним.
104. Если все невольное происходит от произвольного, по Писанию, то нет для человека такого врага, как он сам себе.
105. Всякому злу предшествует неведение, второе же по нем неверие.
106. Избегай искушения терпением и молитвою. Если же без сих будешь сопротивляться ему, то оно сильнее станет нападать.
107. Кроткий по Богу премудрее премудрых, и смиренный сердцем сильнее сильных; ибо они разумно несут иго Христово.
108. Что мы без молитвы говорим или делаем, то бывает впоследствии или погрешительно, или вредно, и обличает нас чрез дела неведомым для нас образом.
109. По делам, словам и мыслям праведен только Один; а чрез веру, благодать и покаяние много праведников.