«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

12. Двенадцатый сказал: вы, отцы, имеющие небесный образ жизни, приобрели и небесное мудрование. И нет в том удивительного, ибо вижу, что возвышаетесь вы делами и стремитесь горе. И что скажу? Возвышаетесь вы и помыслами, ибо с силою прилагаете вы себя от земли, отчуждившись от нее. Если я назову вас земными ангелами и небесными человеками, то не погрешу. А себя самого я считаю недостойным сего. Вижу грехи мои предо мною, куда ни пойду, и куда ни обращусь, вижу, что они встречают меня, вижу их и по правую, и по левую стороны. Осуждаю себя на преисподнюю, говорю я: будь с теми, которых ты достоин, ибо немного спустя с ними причтен будешь. Созерцаю я там вопли и непрестанные слезы, о которых никто и пересказать не может. Созерцаю, что иные скрежещут зубами и дрожат всем телом, и трясутся от головы до ног. И повергшись на землю и посыпавшись пеплом, умоляю Бога, чтобы не испытать мне сих бедствий. Вижу и море огненное, безмерно волнующееся и воздымающееся, так что можно подумать, что до небес достигнут волны огненные. И в страшное оное море страшными и суровыми ангелами ввергается великое множество людей, и все они вопиют в один голос и стенают вместе, каковых стенаний и голосов никто и не слыхал на земле, и как хворост пожигаются все, и милосердие Божие отвратилось от них по причине беззаконий их. И тогда оплакиваю я род человеческий, как осмеливается он и слово сказать и обращать внимание на что-либо, когда столько зол предназначено миру. И в сем удерживая мысль мою, подвизаюсь в плаче, о котором сказал Господь, считая себя недостойным и неба, и земли, помышляю о написанном: Быша ми слезы моя хлеб день и нощь (Пс. 41:4).

Таковы изречения мудрых и духовных отцов, и поистине взыскующих Господа. Да будет же, чтобы и мы восприняли жизнь, достойную воспоминания и повествования, чтобы, соделавшись непорочными, совершенными и безупречными, благоугодили мы Богу, Которому слава во веки. Аминь.Глава 21. Изречения старцев, состарившихся в подвижничестве1. Спрошен был старец: что есть сребролюбие? — И отвечал: недоверие к Богу в том, что Он имеет о тебе попечение, и недостаток надежды на обетования Божии, и любовь к вредным удовольствиям.

2. Спрошен был еще: что есть злословие? — И отвечал: неведение Бога или славы Божией и зависть к ближнему.

3. Спрошен был: что есть гнев? — И отвечал: ссора, и ложь, и невежество.

4. Спрошен был старец: каким должно быть монаху? — И отвечал: по-моему, как один наедине.

5. Спрошен был старец: отчего, ходя по пустыне, я страшусь? — И отвечал: потому что еще жив ты.

6. Еще спрошен был: что нужно делать, чтобы спастись? — Он же плел веревку, и, не отрываясь от дела, отвечал: вот, как видишь.

7. Спрошен был старец: отчего ты никогда не бываешь без заботы? — И отвечал: потому что ежедневно ожидаю смерти.

8. Еще спрошен был: отчего я непрестанно унываю? — И отвечал: оттого, что не видал еще поприща.

9. Спрошен был старец: какое дело монаха? — И отвечал: рассуждение.

10. Спрошен был старец: откуда у меня искушение к блуду? — И отвечал: от многой пищи и сна.

11. Еще спрошен был: какое дело монаха? — И отвечал: всякого добра делание и всякого зла отложение.

12. Спрошен был старец: чем приобретается смиренномудрие души? — И отвечал: когда думаешь об одном худом в тебе.

13. Говорили старцы, что молитва есть зеркало для монаха.