«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

21. Еще сказал: монах не работающий будет осужден, как любостяжатель.

22. Сказал старец: если делаем мы худое — и Бог попускает то, долготерпя нас; доброе когда делаем — ужели не будет содействовать нам?

23. Сказал старец: не прежде начинай делать что-либо, пока не испытаешь сердце твое, ради ли Бога будет то, что намереваешься делать.

24. Еще сказал: если монах тогда только молится, когда становится на молитву, таковой совсем не молится.

25. Сказал старец: двадцать лет провел я, борясь с помыслом, чтобы на всех людей смотреть, как на одного.

26. Сказал старец, что из всех добродетелей самая большая есть рассудительность.

27. Сказал старец: чем приобретается смиренномудрие души? — И говорит: когда думаешь только о своем.

28. Сказал старец: что мог приобрести, того не делай в другой раз.

29. Еще сказал: как земля не падет вниз, так и смиряющий себя не падет никогда.

30. Сказал старец: стыд монаху, если, оставив свое жилище и начав странствовать ради Бога, пойдет потом в муку.

31. Еще сказал: поколение сие ищет не нынешнего, а завтрашнего.

32. Сказал старец, что дело наше есть сожигать дрова.

33. Еще сказал: не желай быть таким, который не заслуживает пренебрежения.

34. Сказал старец, что смирение не гневается и не прогневляет никого.

35. Еще сказал, что хорошее пребывает в келье монаха, наполняет его всеми благами.

36. Сказал старец: горе человеку, когда имя его более деяния его.

37. Еще сказал, что смех и дерзость подобны огню, пожигающему тростник.

38. Сказал старец, что принуждающий себя ради Бога подобен человеку исповеднику.

39. Еще сказал: кто будет безумен ради Бога, умудрит его Бог.

40. Сказал старец: человек, всякий час имеющий пред глазами смерть, победит нерадение.

41. Еще сказал: сего требует Бог от человека: ума, и слова, и дела.

42. Сказал старец, что полезно человеку следующее: бояться суда Божия и ненавидеть грех, и любить добродетель, и всегда молиться Богу.

43. Сказал старец: как дыхание ноздрей повсюду носим мы с собою, так и страх смерти и плач всегда должны мы иметь с собою, пока существуем.Глава 22. Собеседования старцев друг с другом о помыслах1. Вопрос: Как должно пребывать монаху в келье? Ответ: Удерживаться от знакомства с людьми, дабы, когда безмолвствует самый помысл, очистить для Бога жилище в себе.

2. Вопрос: Чем должен быть монах? Ответ: Монах есть голубь. Ибо как голубь, выходя в свое время на воздух, распростирает крылья свои, и, если замешкает вне гнезда своего, то, подвергаясь ударам от хищных птиц, теряет благолепие свое. Так и монах, выходя на время молитвословия, распростирает свои помыслы, и, если замешкает вне кельи своей, то, подвергаясь приражению демонов, помрачается в помыслах.

3. Вопрос: Каким помыслом удаляет диавол монаха из кельи его? Ответ: Диавол есть обаятель. Ибо, как обаятель, нежными словами вызывает животное из норы его и, схвативши, бросает его на улицы города, в посмеяние людям, и когда состарется оно у него, напоследок или огнем погубляет его, или потопляет в воде: так и монах терпит то же, когда, увлекаемый помыслами, оставляет свою келью.

4. Вопрос: Если брат выйдет на службу и встретится с ним женщина на пути, как может он избежать брани блуда?

Ответ: Брани не может избежать, а деяния избежать может, если будет молчать во время встречи, ибо как искра от удара встретившись с серой извергает огонь, так и пустой разговор мужчины, приражаясь к женщине, производит грех.

5. Вопрос: Каким помыслом приходит блуд к человеку? Ответ: Не одним, не двумя, не пятью и не десятью только путями. Ибо все помыслы, которые от диавола, имеют сокровенный в себе блуд.