ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО – ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ

Касаясь вопроса различия между тремя рассмотренными «волнами», следует отметить, что все они имеют похожие черты, различаясь лишь по времени и силе. Главным признаком «второй волны» стало проникновение в традиционные христианские церкви – римо-католическую, англиканскую и другие, в то время как неопятидесятническое «пробуждение третьей волны» (принципиально отличающееся той оккультной теоретической базой, которую подвели под движение его идеологи, стремясь объяснить широко распространившиеся в нем психофизические явления), постаралось включить в себя не только традиционные конфессии, но и своих предшественников.

На основании вышеизложенных фактов можно заключить, что харизматическое движение 1960-х и последующих годов стало законным преемником пятидесятничества и находится в полном согласии с главными установками его основателей, которые оно творчески развило впоследствии.

Особую роль в развитии харизматического движения сыграло основанное Кеннетом Хейгином «Движение веры». Родившись задолго до общепринятой для неопятидесятнического движения точки отсчета, оно оказало большое влияние на другие харизматические общины.

В учении Хейгина можно выделить две главных составляющих: богословие лидеров пятидесятнического «пробуждение исцеления» в послевоенной Америке, в том числе У. Бранхема и О. Робертса, а также оккультные доктрины Э. У. Кеньона, Д. Макмиллана и других менее известных последователей оккультизма.

Поскольку «Движение веры», изначально основанное на авторитете Хейгина, развивалось параллельно с харизматическим движением, представляется совершенно естественным наличие среди них взаимного влияния. Несмотря на то, что некоторое количество пятидесятников и харизматиков подвергает «учение веры» резкой критике, движение Хейгина без сомнения можно отнести к полноправной составляющей харизматического движения. Не следует забывать, что именно размытость догматических границ и отсутствие четких критериев доброкачественности духовного опыта сделало пятидесятничество подходящей средой для проникновения в него учений оккультного порядка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: