Compositions

6. Итак, мы покланяемся Отцу Христа, Творцу неба и земли, Богу Авраамову, Исаакову и Иаковлю, в честь Которого и прежде здесь прямо против нас воздвигнут был храм. Не будем слушать еретиков, отделяющих Ветхий завет от Нового, но имеем веру Иисусу Христу, Который говорить о храме: не весте ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоит быти Ми (Лк. 2, 49). И в другом месте: возмите сия отсюду, и не творите дому Отца Моею дому купли (Ин. 2, 16). Каковыми словами Он ясно показывает, что храм, бывший прежде в Иерусалиме, есть дом Отца Его. Если же бы кто по неверию захотел и более иметь доказательств на то, что Отец Христа есть и Творец мира, то пусть послушает слов Его Самого: не две ли птицы ценятся единым ассарием? и ни едина от них падет на земли, без воли Отца Моего, Иже на небесех (Мф. 10, 29). Также: воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их (Мф. 6, 26). И еще: Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Ин. 5, 17).

7. Впрочем, чтобы кто–либо или по простоте, или по злонамеренности из сих слов Христа: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему (Ин. 20, 17), не заключил, что Он равночестен людям праведным, поставляю нужным сделать предварительно следующее ограничение, что хотя наименование Отца и одно, но значение Его различно. И Христос, зная это, с предосторожностью сказал: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему; не сказал: ко Отцу нашему, но отдельно сказал сперва о Себе: ко Отцу Моему, Который есть Отец Его по естеству, а потом присовокупил: и ко Отцу вашему, каковым Он есть для них по усыновлению их Себе. Хотя мы получили полное право взывать в наших молитвах: Отче наш, Иже еси на небесех (Мф. 6, 9), но это есть дар человеколюбия Божия. Ибо мы называем Его Отцом не потому, чтобы естественным образом родились от Отца небесного, но удостоены неизреченным человеколюбием говорить так потому, что отеческою благодатию из рабства переведены в состояние усыновления чрез Сына и Святого Духа.

8. Если же кто хочет знать, почему мы Бога называем Отцом; тот пусть послушает доброго наставника Моисея, который говорить: не сам ли сей Отец стяжа тя, и сотвори тя, и созда тя (Втор. 32, 6)? Также Исаии пророка: и ныне, Господи, Отец наш еси Ты, мы же брение, дела руку Твоею вси (Ис. 64, 8). Поистине, благодать, возвещенная пророками, ясно открыла, что мы называем Его Отцом не по естеству, но по благодати Божественной и усыновлению.

9. А чтобы ты еще лучше узнал, что не везде в Божественном Писании называется Отцом Отец только естественный, то выслушай слова Павла: аще и многи пестуны имате о Христе, но не многи отцы: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих (1 Кор. 4, 15). Конечно, Павел был отцом Коринфян не по рождению плотскому, но потому, что научил и духовно родил их. Выслушай также и слова Иова: аз бых отец немощньм (Иов. 29, 16). Здесь он назвал себя отцом не потому, что родил бедных, но потому, что имел о них попечение. И Сам Единородный Сын Божий, быв пригвожден плотию к древу крестному, когда увидел Марию, Мать Свою по плоти, и Иоанна возлюбленного ученика, сказал ему: се Мати твоя, а Марии: се Сын Твой (Ин. 19, 27, 26), желая научить их должной любви. И то, что у Луки: и бе отец и Мати Его чудящася (Лк. 2, 33), Он изъясняет не в собственном смысле. Еретики, хватаясь за сии слова, говорят, что Он рожден от мужа и жены. Но как Мария названа материю Иоанна по любви к нему, а не потому, будто его родила, равно и Иосиф назван Отцом Христа не потому, будто он Его родил [ибо по свидетельству Евангелия, он не знаяше ея, дондеже роди Сына Своего первенца (Мф. 1, 23)], но за попечение о воспитании Его.

10. Это мимоходом сказано вам, как будто для напоминания. Присовокупим теперь и другое свидетельство в доказательство того, что Бог называется Отцом людей не в собственном смысле. У Исаии читаются эти слова, обращенные к Богу: Ты бо еси Отец наш, понеже Авраам не уведе нас, и Сарра не породи нас (Ис. 63, 16). Нужно ли еще более исследовать о сем? И Псалмопевец говорит: да смятутся от лица Его, Отца сирых и судии вдовиц (Пс. 67, 6). Не для всякого ли очевидно, что Бог называемый здесь Отцом сирот, которые недавно лишились собственных своих отцов, называется таковым не потому, чтобы они родились от Него, но потому, что печется о них и хранит их? Итак, Бог есть Отец людей, как уже сказано, не в собственном смысле; по естеству же, а не по усыновлению, есть Отец Единого только Христа; притом Отцом людей Он соделался во времени, а Отец Христа есть прежде времен, как Сам Он говорит: и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самаго славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть. (Ин. 17, 5).

11. Итак, мы веруем во Единого Отца Бога неисследимого и неизглаголанного, Которого никтоже виде из человеков: Единородный только Сын исповеда (Ин. 1, 18). Ибо Сый от Бога, Сей виде Отца, Которого лице Ангели выну зрят на небесех (Ин. 6, 46); притом зрят оное каждый соразмерно своему чину, а в полном свете зреть Отца собственно предоставлено Сыну со Святым Духом.

12. Доведя доселе мое слово и упомянув кратко о всех тех местах, в которых Бог возвещается Отцом человеков, я крайне изумляюсь, представляя себе неблагодарность людей. Бог, по неизреченному человеколюбию, благоволил назваться Отцом человеков, небесный — Отцом земных, Творец веков — Отцом сущих во времени, Содержащий всю землю дланью — Отцом таких, которые на земле подобны саранче, а человек, оставив пренебесного Отца, сказал дереву: отец мой еси ты, и камени: ты мя родил еси (Иер. 2, 27). Потому–то, как я думаю, и сказано во псалме к роду человеческому: и забуди люди твоя, и дом отца твоего (Пс. 44, 11), которого избрал ты отцом, которого принял ты к своей погибели.

13. Да не только древа и камни, но некоторые избрали себе отцом и самого сатану — душегубца. Господь, обличая таковых, сказал: вы творите дела отца вашего диавола (Ин. 8, 41), который есть отец человеков не по естеству, но потому, что обольщает их. Ибо как Павел назывался отцом коринфян за преподание им благочестного учения, так точно и диавол называется отцом произвольно соединяющихся с ним. Не будем соглашаться с теми, которые худо понимают эти слова: сего ради явлена суть чада Божия, и чада диаволя (1 Ин. 3, 10); как будто есть некоторые между людьми, спасающиеся или погибающие, по естеству. В святое сие усыновление мы вступаем не по необходимости, но по доброму изволению. И предатель Иуда не по естеству сделался сыном диавола и сыном погибели. Ибо иначе прежде никоим бы образом он не мог изгонять бесов во имя Христа; сатана сатаны не изгоняет. Равно и Павел из гонителя не сделался бы проповедником Евангелия. Приобретение усыновления зависит от воли каждого, как говорит Иоанн: елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его (Ин. 1, 12). Ибо не прежде веры, но чрез веру произвольно удостоились мы соделаться чадами Божиими. —

14. Итак, зная сие, будем вести жизнь духовную, чтобы удостоиться усыновления Богу. Елицы бо Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии (Рим. 8, 14). Нет нам никакой пользы носить наименование христиан, если не сопутствуют этому дела христианские; в противном случае чтобы и к нам не были отнесены эти слова: аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили (Ин. 8, 39). Ибо аще Отца называем нелицемерно судяща комуждо по делу, со страхом жития нашего время да жительствуем, не любя мира, ни, яже в мире. Аще бо кто любит мир, несть любве Отчи в нем (1 Пет. 1, 17; 1 Ин. 2, 15). Итак, возлюбленные дети, да приносим славу небесному Отцу делами нашими, яко да видят наша добрая дела и прославят Отца нашего, Иже на небесех (Мф. 5, 16); всю печаль нашу возвергше нань (1 Пет. 5, 7). Весть бо Отец наш, ихже требуем (Мф. 6, 8).

15. А чтя Отца пренебесного, да чтим и отцов наших по плоти, поскольку в законе и пророках ясно Сам Господь заповедал: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земли (Исх. 20, 12). Да внимают сей заповеди особенно те из находящихся здесь, которые имеют отцов и матерей: чада, послушайте своих родителей во всем, сие бо есть угодно Господу (Еф. 6, 1). Господь не сказал просто: иже любит отца, или матерь, несть Мене достоин (Мф. 10, 37), чтобы ты по неразумию своему сказанного правильно, не понял в превратном смысле, но присовокупил: паче Мене. Тогда должно следовать этой заповеди, когда земные отцы мудрствуют противное Отцу Небесному, а когда они нимало не препятствуют нам в деле благочестия, мы же, напротив, увлекаясь развратом и забывая благодеяния их, оказанные нам, презираем их, то в сем случае падает на нас следующее изречение: иже злословит отца или матерь, смертью да умрет (Мф. 15, 4).

16. Превосходное и первое дело благочестия христианского есть почитать родителей, вознаграждать труды, понесенные ими при воспитании нашем, и всеми силами стараться о доставлении им успокоения. Ибо хотя бы мы и весьма многое им возвратили, все, впрочем, никак не возможем сами опять их родить. Будем с ними поступать так, чтобы они, будучи упокоены нами, утверждали нас своими благословениями, какие благоразумно восхитил запинатель Иаков, и чтобы Отец Небесный, приняв это благое расположение нашей воли, удостоил нас вместе с праведными просветиться, яко солнце в царствии Отца нашего (Мф. 13, 43). Да будет Ему слава с Единородным и Спасителем Иисусом Христом, и со Святым и животворящим Духом ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Огласительное поучение восьмое

К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, сказанное без приготовления, на сие слово: Вседержителя. На слова из пророка Иеремии: Бог великий и крепкий, Бог велика совета, и силен делесы, Бог великий Вседержитель, и великоименит Господь и проч. (Иер. 32, 19).