Compositions

1. Воспитанники чистоты и ученики целомудрия, восхвалим устами, исполненными чистоты, Бога, родившегося от Девы. Удостоившись вкушать мяса (Исх. 12, 9) духовного Агнца, вкусим от главы и вмеcте от ног, под главою разумея Божество, а под именем ног приемля человечество. Будучи слышателями Святого Евангелия, да веруем Иоанну Богослову. Он, сказав: в начале бе Слово, и Слово бе к Богy, и Бог бе Слово (Ин. 1, 1), присовокупил следующие слова: и Слово плоть бысть. Но есть дело святое, покланяться Ему, как человеку простому, равно не есть благочестивое дело называть Его только Богом, не вочеловечившимся. Ибо если Христос есть Бог, как то и истинно, но не принял человечества, то мы чужды спасения. Итак, должно покланяться Ему, как Богу, и верить, что Он и вочеловечился. Нет пользы говорить, что Он человек без Божества; равно нет спасения не признавать в Нем вместе с Божеством человечества. Да исповедуем пришествие Царя и Врача. Ибо Царь Иисус, желая врачевать, исцелил болящее, препоясавшись лентием человечества. Совершенный Учитель младенцев младенчествовал вместе с младенцами, чтобы умудрить неразумных. Хлеб небесный сошел на землю, чтобы напитать алчущих.

2. Но дети иудеев, отвергая пришедшего и ожидая имеющего придти на погибель, от истинного Христа отреклись, а в заблуждении своем принимают ложного. И в сем случае открывается истина слов Спасителя; Аз приидох во имя Отца Моего, и не npиемлете Мене: аще же ин приидет во имя свое, того npиемлете (Ин. 5, 43). Кстати здесь вопрос предложил иудеям: справедливы или ложны слова Исаии пророка, что Еммануил от Девы родится? (Ис. 7, 14). Если обвиняют его как лжеца, cиe нимало не удивительно. Ибо у них в обыкновении не только обвинять пророков, как лжецов, но и камением побивать их. Если же Пророк справедлив, то покажите Еммануила и скажите: имеющий придти, Которого вы ожидаете, от Девы ли родится, или нет? Если не родится от Девы, то вы во лжи обвиняете Пророка, а если ожидаете сего вы в будущем, то для чего отвергаете то, что уже сбылось?

3. Итак, пусть заблуждаются иудеи, так как они сего хотят, а Церковь Божия да прославляется. Мы признаем Слово истинно вочеловечившееся, не от похоти мужеской и женской, как говорят еретики, но, по Евангелию, от Девы и Духа Святого вочеловечившееся, не в призраке, а истинно. И что действительно от Девы вочеловечилось, подожди до предбудущей беседы, и услышишь доказательства. Заблуждения еретиков многосложны. Одни из них говорят, что Слово cиe вовсе не родилось от Девы; а другие, что Оно хотя и родилось, но не от Девы, а от жены, с мужем жившей; а некоторые утверждают, что Христос вочеловечившийся — не Бог, но какой–то человек обоженный. Они осмелились сказать, что не предвечное Слово вочеловечилось, но какой–то человек по преуспеянии своем получил венец.

4. Ты же вспомни то, что вчера сказано было о Божестве Его. Веруй, что сей самый Единородный Сын Божий и родился впоследствии от Девы. Поверь словам Евангелиста Иоанна: и Слово плоть бысть, и вселися в ны (Ин. 1, 14). Слово вечное от Отца рождено прежде всех веков, а напоследок прияло для нас плоть. Но многие противоречат сему и говорят: какая бы столь важная была причина Богу низойти до человечества, и Естеству Божию действительно ли можно обращаться с человеками? и возможно ли Деве родить без мужа? При множестве прекословий и при разновидных прениях, разрешим каждое из них при помощи Христовой благодати и при молитве предстоящих здесь.

5. И во–первых исследуем, для чего сошел Иисус? Здесь не на мою словоизобретательность обращай внимание. Ибо можно иногда обманутым быть мудрованием. Но если на каждый предмет не услышишь свидетельства пророков, не верь словам. Если и о Деве, и о месте, и о времени, и об образе рождения не узнаешь из Божественного Писания, не принимай свидетельства человеческого. Ибо на того, кто учит теперь, можно и подозрение иметь; но кто, имея рассудок, будет подозревать того, который прорек за тысячу и больше лет? Итак, если ты изыскиваешь причину пришествия Христова, обратись к первой книге Писания. Бог сотворил мир в шесть дней, но мир для человека. Солнце пресветлыми блистает лучами, однако же создано для того, чтобы человеку светило, да и все животные для служения нам существуют. Травы и деревья также для нашего употребления сотворены. Все твари добры, но ни одна из них не есть образ Божий, а только человек. Солнце одним повелением, а человек руками Божиими образован. Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26). Вещественный образ земного Царя почитают, кольми паче духовный образ Божий? Но cиe превосходнейшее творение, торжествовавшее в раю, зависть диавольская изгнала из оного (Прем. 2, 24). Враг радовался о падении того, которому он завидовал, и мог ли желать, чтобы враг его пребывал в веселии? Не осмелившись приступить к мужу по причине крепости его, он приступил к жене, как слабейшей, которая тогда была еще девою. Ибо Адам позна Еву жену свою (Быт. 4, 1) уже после изгнания из рая.

6. Второе колено рода человеческого составляли Каин и Авель, и Каин был первый человекоубийца. После, по причине умножившейся злобы людей, потоп наводнил землю (Быт. 6, 13); на содомлян за беззакония огонь ниспал с неба. С течением времени Бог избрал себе Израиль, но и сей развратился, и род избранный получил язву. Ибо Моисей на горе стоял пред Богом, а народ вместо Бога покланялся тельцу. Тогда, как Законодатель, Моисей сказал: не прелюбы сотвориши (Исх. 20, 14), человек взойдя в блудилище (Чис. 25, 8), дерзнул любодействовать. После Моисея посылаемы были пророки для врачевания Израиля, но врачи сии плакали, не могши прекратить болезни, так что некоторые из них говорили: У люте мне, яко погuбe благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть (Мих. 7, 2)! и в другом месте: вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго (Пс. 13, 3). Также: татьба и любодеяние, и убийство разлияся по земли (Ос. 4, 2). Пожроша сыны своя и дщери своя бесовом (Пс. 105, 37); гадали, чародействовали, предвещали и еще: ризы своя связующе ужами, завесы творяху, держащияся требища (Ам. 2, 8).

7. Весьма велика была язва, покрывавшая человечество. От ног даже до главы не было в нем целости, нельзя было пластыря приложити, ниже елея, ниже обязания (Ис. 1, 6). Посему пророки со слезами и сетованием говорили: кто даст от Сиона спасение (Пс. 13, 7)? и в другом меcте: да будет рука твоя на мужа десницы твоея, и на сына человеческаго, егоже укрепил еси себе, и не отступим от тебе (Пс. 79, 18, 19). Другой пророк молился сими словами: Господи! преклони небеса и сниди (Пс. 143, 5), раны человечества превышают наше врачевание: пророки Твоя избиша, олтари Твоя раскопаша (3 Цар. 19, 10). Зло, которого мы не в силах исправить, требует Твоего исправления.

8. Господь услышал молитву пророков, Отец не презрел погибающего рода нашего, послал с небес Врача — Сына Своего, Господа нашего. Один пророк и говорит: Господь, Егоже вы ищете, грядет: и внезапу приидет. Куда же? В Церковь Свою Господь (Мал. 3, 1), в которой вы камением бросали в Него. Потом, услышав об этом, другой пророк говорит ему: и ты, говоря о спасении от Бога, возвещаешь оное тихо! и ты, благовествуя пришествие Бога для спасения, говоришь об этом в тайне? На гору высоку взыди, благовествуяй Сиону; рцы градом Иудиным (Ис. 40, 9). Что же сказать? Се Бог ваш, се Господь с крепостию идет (Ис. 40, 10). Сам Господь также сказал: се Аз гряду, и вселюся посреде тебе, глаголет Господь (Зах. 2, 10). И прибегнут языцы многи ко Господу (Зах. 2, 11). Израильтяне отвергли спасение, совершившееся чрез Меня: Гряду собрати вся племена и языки (Ис. 66, 18). Ибо во своя прииде, и свои Его не прияша (Ин. 1, 11). Ты грядешь, и что даруешь языкам? Гряду собрати вся языки (Ис. 66, 18), и оставлю на них знамение (Ис. 66, 19). Ибо после подвига Моего на Кресте, каждому из Моих воинов Я дам Царскую печать для ношения на челе. Другой пророк сказал: и приклони небеса и сниде, и мрак под ногами Его (Пс. 17, 10). Ибо сошествие Его с небес для человеков было недоведомо.

9. Соломон, слыша сии слова отца своего Давида, когда построил чудесный храм и провидел Идущего в оный, с удивлением говорит: аще истинно поживет Господь с человеки на земли (3 Цар. 8, 27)? Давид, предупреждая сей вопрос, истинно так, говорит в надписанном на Соломона псалме, в котором сказано: снидет яко дождь на руно (Пс. 71, 6). Дождь — сим означается небесное Его происхождение, а на руно — Его человечество. Ибо дождь, падая на волну, падает без шума, так как и волхвы, когда неизвестна была тайна рождения, говорили: где есть рождейся Царь иудейский (Мф. 2, 2)? и Ирод смутившись, выведывал о Родившемся и спрашивал: где Христос раждается (Мф. 2, 4)?

10. Кто же есть Сей сходящий? Давид говорит тут же: и пребудет с солнцем, и прежде луны рода родов (Пс. 71, 3). Другой пророк также говорит: радуйся зело дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй (Зах. 9, 9). Царей много, о каком же Царе ты говоришь, пророк? Покажи нам такой признак, которого не имеют другие Цари. Если ты говоришь о Царе, порфиру носящем, то cиe отличительное украшение уже имеют; если ты говоришь о Царе, сопровождаемом воинами и сидящем на позлащенной колеснице, то и cиe другие уже имеют. Покажи нам особенный признак того Царя, которого пришествие ты возвещаешь. Пророк, ответствуя на cиe, говорит: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй: той кроток и всед на подъяремника и жребца юна, а не на колесницу. Вот единственный признак приходящего Царя. Из всех Царей один только Иисус, сев на жребя, не бывавшее под ярмом, при хвалебных восклицаниях въехал во Иерусалим, как Царь. Что же делает пришедший оный Царь? И ты в крови завета Твоего испустил еси узники Твоя от рова, неимуща воды (Зах. 9, 11).

11. Но и на жребя можно было сесть. А ты, пророк, покажи нам лучше тот признак, где остановится входящий оный Царь; и сей признак покажи нам не в отдалении от города, так, чтобы мы его не знали, но покажи нам признак вблизи, очевидный, чтобы и в городе находясь, мы видели то место. Пророк и на cиe отвечает, говоря: и станут нозе его в день он на горе Елеонстей, яже есть прямо Иерусалиму на восток (Зах. 14, 4). Ужели кто, находясь внутри города, не видит сего места?

12. Теперь имеем мы два признака, но хотим узнать и третий. Скажи нам, что делает пришедший Господь? Говорит другой пророк: се Бог наш (Ис. 35, 4); и потом: Той приидет и спасет нac (Ис. 35, 5). Тогда отверзутся очи слепых, и yшu глухих услышат. Тогда скочит хромый яко елень, и ясен будет язык гугнивых (Ис. 35, 6). Да представлено будет нам и еще свидетельство. Ты, пророк, говоря о Господе грядущем, представляешь Его творящим такие знамения, каковых никогда не бывало. Какой и еще покажешь нам ясный признак? Сам Господь на суд приидет со старейшины людей, и с князи их (Ис. 3, 14).Признак единственный! Господь подвергается суду рабов старейшин, и страждет.

13. Иудеи при чтении не слышат сего, ибо они заградили уши сердца, чтобы не слышать. Но мы да веруем в Иисуса Христа во плоти пришедшего и вочеловечившегося, так как иначе не можем Его постигнуть. Поскольку мы не могли взирать на Него и наслаждаться Им в том Его состоянии, в каком Он был, то Он соделался тем же, что и мы, чтобы таким образом мы удостоились наслаждаться Им. Если не можем во всей полноте видеть солнца, созданного в четвертый день, то как можем видеть Бога, Творца оного? Во огне сошел Господь на гору Синайскую; народ не перенес сего, но рекоша Моисею: глаголи ты с нами, и мы будем слушать, и да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем (Исх. 20, 19). И в другом месте: кая бо плоть есть, яже слыша глас Бога живаго глаголюща из среды огня, и жива будет (Втор. 5, 26). Если слышание гласа Бога говорящего бывает причиною смерти, то как же не причинит смерти видение Самого Бога? Да чему и дивиться? Сам Моисей сказал: пристрашен есмь и трепетен (Евр. 12, 21).

14. Итак, чего бы ты хотел, того ли, чтобы Пришедший для спасения соделался виновником погибели, так как люди не могут снести Его явления, или того, чтобы Он сообщил нам благодать Свою? Даниил не снес видения Ангела, и ты ли можешь зреть Господа Ангелов? Явился Гавриил, и Даниил упал. И каков же был явившийся и в каком виде? Лице его было аки зрение молнии (Дан. 10, 6), а не как солнце, очи же его аки свещи огненны, а не как пещь огненная; глас же словес его, аки глас народа, а не как глас двенадцати полков ангельских. И однако же пророк упал. Ангел, подойдя к нему, сказал: не бойся, Данииле (Дан. 10, 12), восстань, мужайся, услышана быша словеса твоя (Дан. 10, 12). Даниил говорит: востах трепетен (Дан. 10, 11). Но он не прежде начал отвечать, пока не коснулось его нечто подобное руке человеческой. Когда явившийся переменился в зрак человечь (Дан. 10, 18), тогда начинает говорить Даниил. И что же говорит он? Господи, в видении Твоем обратися утроба моя во мне (Дан. 10, 16): сила и дыхание не оста во мне (Дан. 10, 17). Если явление Ангела лишило пророка голоса и силы, то явление Бога оставит ли в тебе дыхание? Доколе, говорит Писание, не прикоснуся мне яко зрак человечь (Дан. 10, 18), Даниил не приходил в себя. Итак, когда показан был опыт немощи нашей. Господь приял на Себя то, в чем имел нужду человек. Поскольку человек мог слышать только от подобного ему лица, то Спаситель принял на Себя подобное тому естество, чтобы удобнее научить людей.