Compositions

15. Выслушай и еще причину. Пришел Христос, чтобы креститься и освятить крещение; пришел, чтобы чудодействовать, ходя по водам морским. Так как прежде явления Его во плоти море виде и побеже, Иордан возвратися вспять (Пс. 113, 3), то Господь принял тело, чтобы море видя cиe остановилось, Иордан без страха принял Его. Это одна причина. Есть еще и другая. Чрез деву Еву пришла смерть, чрез Деву же, или лучше, из Девы долженствовала явиться и жизнь, чтобы как ту прельстил змей, так и Сей благовестил Гавриил. Люди, оставив Бога, сделали идолов в человеческом образе. Итак, так как идолу в человеческом образе ложно покланялись, как Богу, то Бог истинно сделался человеком, чтобы уничтожить ложь. Диавол употреблял против нас орудием плоть нашу, и Павел, зная это, говорит: вижду ин закон во удех моих, противу воюющь закону ума моего, и пленяющь мя и проч. (Рим. 7, 23). Итак, каким оружием побеждал нас диавол, тем же самым и спасены мы. Господь принял от нас подобие наше, чтобы спасти человечество; принял подобие наше, чтобы нуждающемуся даровать большую благодать, чтобы грешное человечество было в общении с Богом. Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. 5, 20). Надлежало пострадать за нас Господу, но не осмелился бы приступить диавол, если бы знал это. Аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли (1 Кор. 2, 8). Итак, тело соделалось отравою смерти, чтобы дракон, когда надеялся пожирать, изблевал и тех, которых пожрал. Пожре смерть возмогши, и паки: отъя Бог всяку слезу от всякаго лица (Ис. 25, 8).

16. Неужели Христос напрасно вочеловечился? Неужели учение наше есть вымысел и мудрование человеческое? Не Божественное ли Писание есть спасение наше? Не пророческие ли предсказанья? Итак, храни верно сей залог, чтобы никто не поколебал тебя. Веруй в Бога, соделавшегося человеком. Что возможно было Ему воплотиться, это уже доказано. Если же иудеи еще не верят, то спросим их: что странного возвещаем мы, говоря, что Бог вочеловечился, когда вы говорите, что Авраам угощал Господа? Что странного возвещаем вам, когда Иаков говорил: видех бо Бога лицем к лицу, и спасеся душа моя (Быт. 32, 30)? Тот же Господь, который вкушал пищу у Авраама, вкушал и у нас. Итак, что странного возвещаем мы? Мы представим и двух свидетелей, которые на горе Синайской стояли пред Господом. Моисей находился в расселине камня и Илия некогда был также в расселине камня. Они быв на горе Фаворе вместе с преображавшимся Господом глаголаста при учениках исход Его, егоже хотяше скончати во Иерусалиме (Лк. 9, 31). Итак, что возможно было Ему вочеловечиться, cиe доказано, как я и прежде сказал. Остальные доказательства предоставляется собрать желающим.

17. Обещал я вам в слове моем открыть и время, и место явления Спасителева. И не должны мы выйти с упреком в обмане, а паче должны недавно вступивших в Церковь отпустить утвержденными. Итак, исследуем о времени, в которое пришел Господь, поскольку пришествие cиe случилось недавно и подвергается прекословию и поскольку Христос Иисус вчера и днесь, Тойже и во веки (Евр. 13, 8). На cиe говорит Моисей пророк: Пророка возставит вам Господь Бог от братии вашея, якоже мене (Втор. 18, 15). Оставим до времени cиe слово, яко мене, в своем месте оно будет исследовано. Но когда придет сей ожидаемый пророк? Обратись, говорит он, к Писаниям моим, разбери пророчество Иакова, сказанное Иуде: Иудо, тебе похвалят братия твоя (Быт. 49, 8), и проч. Не все будем говорить: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидет, емуже отложено: и той чаяние не иудеев, но языков (Быт. 49, 10). Итак, прекращение власти у иудеев он поставил признаком пришествия Христова. Если они не под властию Римлян, то Христос еще не пришел. Если они имеют князя от племени Иудина и Давидова, то не пришел еще Ожидаемый. Стыжусь говорить о новом учреждении так называемых у них нынешних Патриархов. Какой их род, и кто их матерь, предоставляю cиe знающим. Но Сей Грядущий, Чаяние языков, какой имеет еще признак? Иаков говорит далее: привязуяй к лозе жребя свое (Быт. 49, 11). Вот то жребя, о котором ясно возвестил 3ахария!

18. Но ты еще ищешь иного свидетельства о времени. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя (Пс. 2, 7), и немного после: упасеши я жезлом железным (Пс. 2, 9). И прежде мною сказано, что жезлом железным ясно называется Римское царство, а что еще остается сказать об оном, воспомянем из пророчества Даниилова. Он, возвещая и объясняя Навуходоносору образ статуи, говорит и о всем видении, относившемся к ней, и о камне, отсеченном от горы без рук, не от человеческого искусства таковым сделавшемся, который овладеет всею вселенною. Весьма ясно также говорит: и во днех Царей тех возставит Бог небесный царство, еже во веки не разсыплется: и царство Его людем инем не останется (Дан. 2, 44).

19. Но мы требуем еще яснейшего доказательства, касательно времени пришествия. Человек, будучи недоверчив, если не узнает точного исчисления и самых годов, не верит тому, что говорится. Итак, сколько времени и сколько лет тому, как по прекращении Царей от племени Иудина начал потом царствовать иноплеменник Ирод? Ангел беседуя с Даниилом говорит ему: (заметь, что говорит) и увеси и уразумееши, от исхода словесе, еже отвещати, и еже соградити Иерусалим, даже до Христа старейшины, седмин седмь и седмин шестьдесят две (Дан. 9, 25). Шестьдесят девять седмин годов составляют четыреста восемьдесят три года. Итак, слова Ангела означают то, что по прошествии от создания Иерусалима четырех сот восьмидесяти трех лет и по прекращении князей будет царем некоторый иноплеменник, при котором родится Христос. Дарий Мид кончил построение Иерусалима в шестой год своего царствования, а по счислению Греков, в первый шестьдесят шестой Олимпиады. Олимпиадой у Греков называются торжественные игры, совершаемые после четырех лет, в тот день, который по четырехлетнем солнечном течении слагается из часов, остающихся от каждого года по три. А Ирод начал царствовать во сто восемьдесят шестой Олимпиаде, в четвертый год оной. Следовательно, между шестьдесят шестой и сто восемьдесят шестой Олимпиадой будет сто двадцать Олимпиад с небольшим. Из ста двадцати Олимпиад и составляются четыреста восемьдесят лет. А остальные три года вероятно включаются во времени между первым и четвертым годом. Теперь ты имеешь доказательство, основанное на Писании, которое говорит: от исхода словесе, еже отвещати и еже соградити Иерусалим Христа до старейшины, седмин седмь и седмин шестьдесят две. Итак, вот тебе изъяснение времен, хотя есть и другие различные толкования о предсказанных Даниилом седминах годов.

20. Теперь выслушай слова Михея о месте обетования: и ты Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? Из тебе бо мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили, исходи же Его из начала от дней века (Мих. 5, 2). Будучи Иерусалимлянином, в рассуждении мест наперед уже знаешь и то, что написано во сто тридцать первом псалме: се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы (Пс. 131, 6). Ибо в недавние еще годы место cиe было лесисто. Слышал также ты Аввакума, говорящего Господу: внегда приближитися летом, познаешися; внегда npиumu времени, явишися (Авв. 3, 2). Какой же признак приходящего Господа, пророче? Он говорит далее: посреде двою животну познан будеши (Авв. 3, 2), ясно говоря чрез это Господу, что Ты, пришедши во плоти, поживешь и умрешь, и воскреснув из мертвых, опять будешь жить. С которой же стороны Иерусалима Он придет? От Востока, или от Запада, или от Севера, или от Юга? Скажи нам определенно. Он отвечает весьма ясно, и говорить: Бог от Фемана приидет (Авв. 3, 3) (а Феман, по изъяснению, означает Юг), и Святый из горы Фаран приосененныя чащи. Согласно с сим сказал и Псалмопевец: обретохом я в полях дубравы (Пс. 131, 6).

21. Еще мы хотим знать, от кого Он произойдет и как произойдет? О сем говорит нам Исаия: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис.7, 14). Иудеи противоречат сему (ибо они издревле имеют обыкновение злобно противиться истине) и говорят: написано, не Дева, но младолетна (neaniV). Допустив и cиe, я все нахожу истину. Надобно спросить их: дева, быв насилуема, когда производит вопль, призывая к себе на помощь, после ли растления или прежде растления? Когда же Писание негде говорит: возопи отроковица (neaniV), и не бысть помогаяй ей (Втор. 22, 27), разве не о деве здесь говорит? Но чтобы яснее ты узнал, что в Божественном Писании и дева называется младолетною (neaniV), то выслушай слова в книге Царств о Ависаге Суманитянке: и бе отроковица (neaniV) добра зело (3 Цар. 1, 4). А известно, что она, по избрании ее, приведена к Давиду девою.

22. Но иудеи опять говорят, что оное пророчество сказано Ахазу о Езекии. Прочтем же слова Писания: проси себе знамения от Господа Бoгa твоего во глубину, или в высоту (Ис. 7, 11). Знамение cиe долженствовало быть необыкновенное. Ибо знамениями были истечение воды из камня, разделение моря, возвращение солнца и тому подобное. Но то, что будет сказано, яснейшее содержит в себе обличение против Иудеев. Знаю, что я пространно говорю, и слушатели утомились; впрочем, выслушай терпеливо пространное мое слово, поскольку для Христа cиe предлагается, и не есть предмет маловажный. Исаия изрек cиe пророчество в царствование Ахаза, а Ахаз царствовал только шестнадцать лет. И поскольку в сии годы сказано было ему пророчество, то прекословие иудеев обличает преемник царства Езекия, сын Ахазов, воцарившийся двадцати пяти лет. Ибо пророчество относится к шестнадцати годам, а Езекия рожден был Ахазом за девять лет прежде пророчества. Какая же была нужда изрекать пророчество о том, который уже рожден был еще прежде царствования Ахаза отца своего? Ибо пророк не сказал, что зачала, но что приимет Дева, возвещая о сем по предуведению.

23. Что от Девы родится Господь, ясно видели мы. А из какого роду была Дева, cиe надобно показать: клятся Господь Давиду истиною, и не отвержется ея; от плода чpeвa твоего посажду на престоле твоем (Пс. 131, 11). И в другом месте: положу в век века семя Его, и престол Его яко дние неба (Пс. 88, 30), и потом: единою кляхся о святем моем, аще Давиду солжу (Пс. 88, 36), Семя Его во век пребудет, и престол Его, яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век (Пс. 88, 38). Видишь, что речь идет о Христе, а не о Соломоне, ибо престол сего не пребыл как солнце. Если же кто будет противоречить потому, что Христос не воссел на вещественный престол Давида, то приведем сии слова: на седалище Моисеове седоша книжницы и фарисее (Мф. 23, 2), где означается не вещественное седалище, но власть учения. Так и под престолом Давида разумей не вещественный престол, но самое Царство. Да будут свидетелями для тебя отроки восклицавшие: Осанна Сыну Давидову: благословен Царь Израилев (Мф. 21, 9)! и слепцы говорят: Сыне Давидов! помилуй ны (Мф. 9, 27); и Гавриил ясно свидетельствует, говоря Марии: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его (Лк. 1, 32); и Павел говорить: поминай Иисусa Христа воставшаго от мертвых, от семене Давидова, по благовествованию моему (2 Тим. 2, 8); и в начале послания к Римлянам говорит: бывшем от семене Давидова по плоти (Рим. 1, 3). Итак, почитай Его от Давида рожденным, веря пророчеству говорящему: и будет в день оный корень Иессеов, и востаяй владети языки, на того языцы уповати будут (Ис. 11, 10).

24. Но иудеи упорно спорят против сего. Исаия предвидел и то, говоря: и восхотят, да быша огнем сожжены были (Ис. 9, 5). Яко отроча родися нам (Ис. 9, 6), а не им, Сын, и дадеся нам. А сим показывает, что Он сперва был Сын Божий, потом дадеся нам, и немного после говорит: и мира Его несть предела (Ис. 9, 7). Римское царство имеет пределы, а царстсво Сына Божия не имеет предела. Персы и Мидяне имеют пределы, а Сын Божий не имеет предела. Потом следуют слова: на престоле Давидове и на царстве его, исправити е. Итак, Святая Дева произошла от Давида.

25. Пречистому и Учителю чистоты надлежало произойти из чистых чертогов. Ибо если добрый священнослужитель Иисуса воздерживается от жены, то Сам Иисус как мог произойти от мужа и жены? Яко ты еси, говорит Он во Псалме, историй мя из чрева (Пс. 21, 10). Вникни тщательно в cиe изречение: исторгий мя из чрева, которое показывает, что Он родился, будучи без мужа исторгнут из утробы и плоти девической. Ибо по другому рождаются от брачного союза.

26. Он не стыдится принять плоть от сих членов, будучи Сам Творец членов. И кто же говорит нам об этом? Говорит Иеремии Господь: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя: и прежде неже изыти meбе из ложесн, освятих тя (Иер. 1, 5). Если при сотворении людей касается членов и не стыдится, то вменит ли в стыд творить святую плоть, покрывало Божества для себя Самого? Бог и доселе образует младенцев во чреве, как написано в книге Иова: или не якоже млеко измелзил мя еси, усырил же мя еси равно сыру? Кожею же и плотию мя облекл еси, костьми же и жилами сшил мя еси. Нет ничего скверного в составе человеческом, если не будет осквернен оный прелюбодеянием и невоздержанием. Сотворивший Адама, сотворил и Еву, и как мужеский пол, так и женский Божественными сотворен руками. Ни один член в теле первоначально не сотворен скверным. Да умолкнут все еретики, порицающие тело, или лучше, Самого Творца. Но мы вспомним слова Павла: или не весте, яко телеса ваша, храм живущаго в вас Святаго Духа суть (1 Кор. 6, 19)? Также и Пророк говорит от лица Иисуса: плоть моя от них (Ос. 9, 12), и еще написано негде: сего ради даст я, до времене раждающия (Мих. 5, 3). Какой же признак сего, он говорит потом: породит, и прочии от братий их обратятся. И каково обручение Девы, Святой Невесты? И обручу тя себе в вере (Oc. 2, 20). И Елисавета, разговаривая с Нею, подобным образом говорит: и блаженна веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа (Лк. 1, 45).

27. Но порицают нас и Еллины, и Иудеи, говоря, что невозможно было родиться Христу от Девы. Еллинам заградим уста собственными их баснями, ибо вы, говорящие, что бросаемые камни превращались в людей, почему говорите, что невозможно родить Деве? Вы баснословящие, что из мозга родилась дщерь, почему говорите, что невозможно родиться Сыну из Девственной утробы? Вы говорящие, что Бахус произошел от бедра вашего Юпитера, почему отвергаете нашу истину? Знаю, что говорю такое, что неприлично слушать ныне, впрочем чтобы ты при случае мог обличить Еллинов, я предлагаю cиe, обращая собственные их басни против них же.

28. Обрезанным же так возражай, спрашивая: что труднее, рождать неплодной старой жене, уже не имеющей обыкновенного у женщин, или родить юной Деве? Сарра была неплодна и не имела обыкновенного у женщин, но родила паче естества. Итак, ежели родить неплодной есть паче естества, то и родить Деве есть паче естества. Или то и другое отвергай, или то и другое принимай. Ибо тот же Бог и одно соделал, и второе устроил. Ты не дерзнешь сказать, что там возможно было Богу, а здесь невозможно. И еще, какой закон природы превратил руку человеческую во время одного часа в другой вид, и опять привел в прежнее состояние? Каким образом рука Моисеева убелилась подобно снегу, и потом опять пришла в прежнее состояние? Ты скажешь, что Бог по воле Своей, изменял ее. Там воля Божия может, а здесь неужели не может? И притом, то знамение было токмо для Египтян, а это знамение сделано было для вселенной. О, иудей! Что труднее, Деве родить, или жезлу превратиться в животное? Вы верите, что у Моисея прямой жезл, обратившийся в вид змия, устрашил даже повергшего; и тот, который прежде сего держал жезл, бежал от него, как от змия, ибо это действительно был змий; бежал же Моисей не убоявшись того, что держал, но устрашившись превращенного. Жезл имел зубы и змеиные глаза. Итак, в жезле являются смотрящие глаза: и ужели из Девического чрева, по воле Божией, не родится Младенец? Умалчиваю, что с жезлом Аароновым в одну ночь случилось то, что с другими древами бывает чрез многие годы. Ибо кто не знает, что жезл, не имеющий коры, хотя бы и был посажен среди рек, никогда не прорастет? Поскольку же Бог не сообразуется с естеством древ, но есть Творец естества, то бесплодный и сухой, и не имеющий коры жезл процвел, и произрос, и принес ореховые плоды. Итак, даровав сверхъестественным образом жезлу плод, для образующего первосвященника, не мог ли даровать Деве рождения, для истинного Первосвященника?