Compositions

29. Убедительны должны быть упоминаемые слова. Но иудеи еще прекословят, и не убеждаются повествованием о жезле, если не убедятся подобными чудесами и сверхъестественными рождениями. Посему, вопрошу я их таким образом: в начале Ева от кого родилась? Какая матерь зачала ее безматернюю? Писание говорит, что она родилась из ребра Адамова. Итак, неужели из ребра мужа без матери Ева родиться могла, а из утробы Девической без мужа младенец родиться не может? Женский род одолжен благодатью мужам, ибо Ева рождена Адамом, и не материю зачата, но так, как бы произошла от единого мужа. Но Мария отдала долг сей благодарности, родивши не от мужа, но от Себя единой непорочным образом, чрез Духа Святого, силой Божией.

30. Представим еще важнейшее сего: хотя рождение тел от тел и чудесно, но впрочем возможно. А что персть земная сделалась человеком — это чудеснее, что безобразная грязь получает оболочки и свет глаз — это чудеснее. Что из единообразной персти рождаются и крепость костей, и нежное легкое, и прочие разновидные члены — это чудесно. Что одушевленная грязь обходит вселенную, сама двигается, устраивает, это чудесно. Что грязь учит, и говорит, и строит, и царствует — это чудесно. Несмысленные иудеи! Откуда Адам родился? Не Бог ли, персть взем от земли, образовал cиe чудное творение (Быт. 2, 7)? И если грязь пременяется в глаз, то Дева не родит ли Сына? Если то, что особенно невозможно между людьми, бывает, то почему же не быть тому, что возможно?

31. Это должны воспоминать мы, братия, эти орудия употреблять для защищения. Не будем терпеть еретиков, учащих, что пришествие было в призраке; будем отвращаться и тех, которые говорят, что рождение совершилось от мужа и жены, кои осмеливаются утверждать, что Он родился от Иосифа и Марии, потому что написано и прият жену свою (Мф. 1, 24). Но вспомним, что Иаков прежде, нежели получил Рахиль, говорит Лавану: даждь ми жену мою (Быт. 29, 21). Ибо как сия прежде совершения брака потому только, что была обещана, названа женою Иакова, так и Мария потому, что обручена была, названа женою Иосифа. Заметь же осторожность Евангелия, говорящего: в месяц же шестый послан бысть Ангел Гавриил от Бога, во град Галилейский, емуже имя Назарет, к Деве обрученней мужеви, емуже имя Иосиф и проч. (Лк. 1, 26). И в другом месте, когда была перепись, и когда пошел Иосиф вписаться, что говорить Писание. Взыде же и Иосиф от Галилеи написатися с Mapиeю обрученною ему женою сущею непраздною (Лк. 2, 4–5). Она была непраздна. Между тем не сказано: с женою своею, но с обрученною ему. Посла бо Бог Сына Своего, говорит Павел, не рождаемого от мужа и жены, но раждаемаго от жены (Гал. 4, 4), только то есть, от Девы. Ибо доказали мы прежде, что и Дева называется женою. От Девы родился Творец девственных душ.

32. Но ты удивляешься сему событию? Удивилась оному и сама Родившая. Ибо говорит Она Гавриилу: како будет Мне cиe, идеже мужа не знаю (Лк. 1, 34). А он отвечает: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий (Лк. 1, 35). Чистое и непорочное рождение. Ибо где дышит Дух Святый, там нет никакой нечистоты. Непорочно плотское рождение от Девы Единородного, хотя еретики прекословят сей истине. Обличит их Дух Святый, оскорбится ими сила Вышнего осенившая, станет против них Гавриил в день судный, постыдит их место яслей, принявшее Господа. Свидетелями будут на них пастыри, благовествовавшие тогда, и воинство Ангелов, хвалящих, воспевающих и глаголющих: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14). Будут свидетелями Храм, в который принесен был Он тогда в сороковой день, две горлицы, принесенные за Него, и принявший Его тогда в объятия Симеон, и бывшая при том пророчица Анна.

33. Итак, когда Бог свидетельствует, свидетельствует вместе Дух Святой, и Христос говорит: что Мене ищете убити, человека, иже истину вам глаголах (Ин. 7, 19)? то да умолкнут еретики, противоречащие человечеству Его. Ибо противоречат они Тому, Который говорит: осяжите Мя и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лк. 24, 39). Да покланяемся рожденному от Девы Господу, и да познают девы венец своего состояния, да познает и чин монашеский славу чистоты, ибо мы не лишаемся достоинства за чистоту. Хотя во чреве Девы был девять месяцев Спаситель, впрочем мужем сделался тридцати трех лет. Потому, если приемлет честь Дева за девятимесячное время, то гораздо более мы за время многих лет.

34. Все да течем поприще чистоты при помощи благодати Божией, юноши и девы, старцы с юнотами (Пс. 148, 12). Да не предаемся невоздержанию, но да хвалим имя Христово. Познаем славу чистоты, ибо она есть венец Ангельский, вещь, превышающая человека. Будем хранить тело, имеющее воссиять подобно солнцу. Для малого удовольствия не оскверним сего, столь славного тела. В краткое время, в один час совершается грех, а стыд чрез многие годы вечно продолжится. Старающиеся о чистоте — суть Ангелы, живущие на земли. Девы имеют часть с Марией Девой. Да отвергнут они всякое излишнее украшение, всякий нечистый взор, всякую небрежную поступь, всякий блеск одежды и приманку сладострастия — благовонные запахи. Благовонием же для всех да будет благовонная, с добрыми делами соединенная молитва и святость телесная, чтобы родившийся от Девы Господь, как о нас, хранящих чистоту мужах, так и о достойных венца женах сказал: вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и mии Мне будут людие (2 Кор. 6, 16; Лев. 26, 11–12). Слава Ему во веки веков. Аминь.

Огласительное поучение тринадцатое

К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, сказанное без приготовления, на слова: Распятаго и погребеннаго; и также на слова Исаии: Господи! кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся? и проч. Яко овча на заколение ведеся (Ис. 53, 1, 7).

1. Всякое действие Христово составляет славу вселенской Церкви, но Крест составляет особенную славу. Зная сие, Павел говорит: мне же да не будет хвалитися, токмо о Кресте (Гал. 6, 14) Христовом. Хотя чудесно было и то, что от рождения слепой в Силоаме прозрел (Ин. 9, 7), но что cиe значит в сравнении со слепыми всей вселенной? Велико и сверхъестественно то, что Лазарь четверодневный воскрес (Ин. 11, 39, 44), но сия благодать им только ограничилась. Что же cиe в сравнении с умерщвленными грехом во вселенной? Чудесно то, что пять хлебов с избытком напитали пять тысяч человек (Мф. 14, 21), но что cиe в сравнении с алчущими от неведения по всей вселенной. Чудесно то, что разрешена жена, связанная восемнадцать лет сатаною, но что cиe в сравнении с нами, которые связаны узами грехов? А Крестный венец и ослепленных неведением просветил, и всех во власти греха находящихся освободил, и весь род человеческий искупил.

2. Не удивляйся тому, что мир весь искуплен, ибо Тот, Кто умер за него, не был простой человек, но Сын Божий Единородный. Грех одного человека Адама мог нанести смерть миру. Если же единого прегрешением (Рим. 5, 17) смерть воцарилась в мире, то не паче ли правдою Единого жизнь воцарится? И если тогда за вкушение от древа изгнаны из рая, то не удобнее ли ныне посредством древа Иисусова войдут верующие в рай? Если первосозданный из земли нанес всемирную смерть, то Создавший его из земли не может ли принести жизни вечной, Сам будучи жизнь? Если Финеес, умертвив в ревности студодействующего человека, прекратил гнев Божий (Чис. 25, 8), то Иисус, не другого умертвив, но Сам Себя отдав за искупление, неужели не может утолить гнева на людей (1 Тим. 2, 6)?

3. Итак, да не стыдимся Креста Спасителева, но паче да хвалимся им. Ибо слово Крестное иудеем есть соблазн (1 Кор. 1, 18), язычникам безумие, а нам спасение: погибающим юродство, а спасаемым нaм сила Божия есть (там же). Ибо Умерший за нас не был простой человек, как сказано, но Сын Божий, Бог вочеловечившийся. Притом, если агнец при Моисее удалял погублявшего Ангела (Исх. 12, 23), то Агнец Божий, вземлющий грех мира, не паче ли освободит от грехов? (Ин. 1, 29) Кровь бессловесного агнца приносила спасение, не паче ли спасет кровь Единородного? Если кто не верит силе Распятого, тот пусть спросит злых духов. Если кто не верит словам, то пусть поверит тому, что видит: многие распяты были во вселенной, но злые духи ни одного из них не устрашаются. Поскольку они за свои грехи умерли, а Иисус за грехи чужие, ибо греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его, иже укаряемь, противу не укаряше (1 Петр. 2, 22–23). Не Петр cиe говорит, иначе можно бы было подозревать его в ласкательстве Учителю, но говорит Исаия, который телом тогда не был, но духом предузрел плотское Его пришествие (Ис. 53, 9). И для чего мне одного пророка приводить ныне в свидетели? Вот свидетельство самого Пилата, который, осудив Его, сказал: ни единыя вины обретаю в человеце сем (Лк. 23, 14). Отдавая же Его, преданного ему, и умыв руки, сказал: неповинен есмь от крове Праведного Сего (Мф. 27, 24). Есть и другой свидетель невинности Иисусовой — вошедший прежде всех в рай разбойник, который, укоряя находящегося с ним, говорит: мы достойная по делом наю восприемлева. Сей же ни единаго зла сотвори (Лк. 23, 41), а я и ты подлежали осуждению.

4. Итак, истинно пострадал Иисус за всех людей, ибо не мечта Крест, не мечта и искупление. Если смерть была один призрак, то справедливы те, которые говорили: помянухом, яко льстец он рече еще сый жив (Мф. 27, 63). Итак, страдание есть истинное, ибо истинно распят Он и мы не стыдимся сего, распят и не отрицаемся, но еще хвалюсь я, говоря о том. Да если бы и отрицать я стал, то обличила бы меня теперь сия Голгофа, близ которой ныне все мы находимся, обличило бы меня древо Крестное, которого части отсюда преданы всей вселенной. Исповедую Крест, поскольку знаю о воскресении. Ибо если бы Иисус остался распятым, я бы может быть не исповедал Его, может быть умолчал бы о сем вместе с моим Учителем. Но поскольку за Крестом последовало Воскресение, то я не стыжусь повествовать о нем.

5. Итак, Он распят, подобно всем будучи во плоти, но не за подобные грехи. Не за любостяжание поведен на смерть, ибо Он был Учителем нищеты, не за плотское вожделение осужден, ибо Сам Он ясно говорит: иже аще воззришь на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею (Мф. 5, 28), не за дерзкий удар, или биение, ибо бьющему по ланите обращал Он и другую, не за презрение закона, ибо Он был исполнитель закона, не за поругание пророка, ибо Он Сам возвещаем был пророками, не за удержание платы, ибо Сам служил без платы и даром, не за грехи в словах, или в делах, или в мыслях, Он гpеxa не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его, иже укаряемь противу не укаряше, стражда не прещате (и Петр. 2, 22–23), не по неволе шел Он на страдание, но добровольно. Если бы кто и ныне стал Ему прекословить, говоря: милосерд еси Ты, Господи, тому Он опять ответил бы: иди за мною, сатано (Мф. 16, 22–23).