Compositions

8. Да будут ненавистны Катафриги и Монтан, начальник зла, и две его пророчицы, Максимилла и Прискилла. Ибо сей Монтан сумасшедший и поистине неистовый, не сказал бы он сего, если бы не был в неистовстве, осмелился себя самого назвать Духом Святым, будучи человек подлейший и исполненный всякой нечистоты и мерзости. Чтобы не оскорбить целомудрия жен, здесь находящихся, довольно изъяснить cиe посредством знаков. Заняв Пепузу, малейшее местечко во Фригии, и ложно наименовав оное Иepyсалимом, закалал здесь несчастных малых у женщин детей и раздроблял их в беззаконную снедь, под предлогом называемых у них таинств. Посему–то прежде, во время гонения нас подозревали в сем; поскольку и. сии Монтанисты, хотя ложно, но тем же именем Христиан назывались. Осмелился назвать самого себя Святым Духом человек, исполненный всякого нечестия и бесчеловечия, он как безответный подлежит осуждению.

9. Сподвижником его был, как прежде сказано, II нечестивейший Манес, который собрал злое из всех ересей. Он, сый последний ров погибели, совокупив Bмеcте все учение еретическое, составил новую ложь и учил оной. Осмелился сказать, что он есть Утешитель, коего Христос обещал послать. Но Спаситель, обещая Утешителя, сказал Апостолам: вы же седите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше (Лк. 24, 49). Что ж? Ужели умершие за двести лет Апостолы ожидали Манеса, чтобы облещись им силою? И кто осмелится сказать, что они в продолжение сего времени не были исполнены Святого Духа? А написано, что они тогда возлагаху руце, и приемляху Духа Сватаго (Деян. 8, 17). Не прежде ли Манеса, и прежде многих лет cиe сбылось, когда в день Пятидесятницы сошел Дух Святый?

10. За что осужден был Симон волхв? Не за то ли, что, пришед к Апостолам, сказал: дадите и мне власть cию, да, на негоже аще положу руце, npиuмет Духа Святаго (Деян. 8, 19)? Не сказал он: дайте и мне общение Духа Святого, но власть, чтобы продать другим то, чего продать не можно, и чего сам не имел. И сребро принес к нелюбостяжательным. Видел он, что приносящие цену проданных имений, полагали оную пред ногами Апостолов; но не размыслил, что те, которые попирают ногами богатство, для пропитания нищих принесенное, не дадут за цену власть Духа Святого. Что же они говорят Симону? Сребро твое с тобою, да будет в погибель, яко дар Божий непщевал еси сребром стяжати (Деян. 8, 20). Ты второй Иуда; ты думал, что за сребро можно продавать дар Духа. Итак, если Симон, хотевший за цену получить власть, погиб: то коль нечестив Манес, назвавший себя Духом Святым? Возненавидим достойных ненависти;-отвратимся от тех, от которых отвращается Бог. Скажем и мы Богу со всяким дерзновением о всех еретиках: не ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях (Пс. 138, 21)? Ибо есть и добрая вражда, как написано, например: и вражду положи между тобою, и между семенем твоим (Быт. 3, 15). Ибо любовь к змию производить вражду против Бога и смерти.

11. Итак, вот что нужно было сказать нам об отверженных. Теперь обратимся к Божественному Писанию, и будем пить воды от своих сосудов (Притч. 5, 15) то есть, Святых отцев, и от своих кладенцев источника. Будем пить от воды живыя, текущия в живот вечный (Ин. 4, 14). Cиe же рече Спаситель о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии в Него (Ин. 7, 39). Примечай, что говорит Он, веруяй в Мя, не просто, но, якоже рече писание. Он Указывает тебе на слова Ветхого Завета: реки от чрева его истекут воды живы (38). Не реки видимые, напаяющие землю, производящую только терние и древа, но реки просвещающие душу. И в другом месте говорить: но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живом вечный (Ин. 4, 14), Новая вода живая и текущая, текущая на достойных.

12. И для чего духовную благодать наименовал Он водою?Поскольку чрез воду составляется все. В воде растительная и животная сила. С небес сходит в дожде вода; и хотя сходит в одном виде, но различные имеет дейcтвия. Один источник весь рай напаяет: один и тот же дождь идет во всем мире, но в лилии бывает он белым, в розе румяным, в фиалках и гиацинтах багряным, и во всяком роде цветов инаковым и многоразличным. В финике он такой, а в винограде другой, и всему дает особливый вид, между тем как. он единовиден и не инаков сам в себе. Ибо не изменяющийся сам в себе дождь, не сходит то в том, то в другом виде; но входя в составь тех вещей, которые его приемлют, в каждой производит свое действе. Так и Дух Святый, будучи един и одинаков и неразделим, каждому разделяет благодать, как Ему угодно. И как сухое древо, напаяемо будучи водою, пускает отрасли; равным образом и грешная душа, посредством покаяния получив Духа Святого, произращает плоды правды. Ибо Он будучи одинаков, по воле Бога Отца, — именем Христа различные производит действия. У одного язык обращает на слово мудрости, у другого душу просвещает пророчеством; иному дает силу изгонять бесов, а другому дает способность изъяснять Божественное Писание. Одного укрепляет в целомудрии, другого научает милосердию; иного научает посту и подвигам, другого научает презрению того, что относится до тела, иного уготовляет к мученичеству; в других другое производит: но Сам в Себе не различен, как написано: комуждо же дается явление Духа на пользу (1 Кор. 12, 7), овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе (8): другому же вера, тем же Духом (9), другому же действия сил: иному же пророчество: другому же разсуждения духовом, иному же роди языков (10). Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет (1 Кор. 12, 11).

13. Но поскольку просто о Духе многое и различное сказано в Божественном Писании, и опасно, чтобы кто либо по неведению не впал в смешение понятий, не зная о каком духе разуметь написанное; то хорошо теперь в предосторожность изъяснить, какого Духа называет Писание Святым. Ибо как Христом (Помазанным) называется Аарон, и Давид, и Саул, да и другие называются христами, между тем как один есть истинный Христос: равным образом, поскольку и наименование духа дается различным предметам, то нужно знать, кто есть в особенности именуемый Дух Святый; ибо многому дается наименованиe духа. Ангел называется духом; душа наша называется духом; и сей дышущий ветр называется духом; и великая сила называется духом; и худой образ жизни называется духом, и диавол противник называется духом. Итак, будь осмотрителен, слыша cиe, чтобы не почесть тебе одного вместо Другого, по причине одинакового наименования. О душе нашей говорить Писание: изыдет дух его, и возвратится в землю свою (Пс. 145, 4). И о сей же душе говорится в другом меcте: созидаяй дух человека в нем (Зах. 12, и). Об Ангелах говорится во Псалмах: творяй Ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный (Пс. 103, 4). И о ветре говорится: духом бурным сокрушиши корабли Фарсийския (Пс. 47, 8), и: якоже в дубраве древо духом восколеблется (Пс. 47, 5). И в другом месте: огнь, град, снег, голоть, дух бурен (Пс. 143, 8). О добром учении сам Господь говорить: глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть (Ин. 6, 63), то есть, они духовны: Дух же Святый не изрекается языком. Он имеет жизнь, как Премудрый, дает силу говорить, и Сам беседует.

14. И хочешь ли знать, что Он беседует и говорит? Филипп, по откровению Ангельскому, пошел путем, ведущим в Газу, в то время, когда Евнух ехал. И рече Дух Филиппу: приступи и прилепися колеснице сей (Деян. 8, 29). Видишь? Дух говорить слышащему. И Иезекииль говорит так: нападе на мя Дух Господень, и рече ко мне: сия глаголет Господь (Иез. 11, 5). И в другом месте: рече Дух Святый к находившимся в Антиохии Апостолам: отделите Ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их (Деян. 13, 2). Видишь? Что Дух имеет жизнь, отделяет, призывает и со властию посылает. И Павел говорить: точно, яко Дух Святый по вся грады свидетельствует, глаголя: яко узы и скорби мене ждут (Деян. 20, 23). Ибо сей благий освятитель Церкви и помощник и учитель Дух Святый, Утешитель, о Котором сказал Спаситель: Той вы научит всему, (не сказал: научит только) но и воспомянет вся, яже рех вам (Ин. 14, 26); ибо не иное учение Христово, а иное Духа Святого, но одно и то же. Предвозвестил Павлу имеющее с ним случиться: чтобы он, узнав cиe наперед, был благодушнее. Cиe сказано для того, чтобы объяснить слова: глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть, чтобы, то есть, ты не почел сего Духа простым изречением уст, но добрым учением.

15. Sin is also called spirit in the Scriptures, as we have said, but in a different and opposite sense, as, for example, it is said: "By the spirit of fornication thou wast deceived" (Hos. 4:12). An unclean spirit is called a spirit (Luke 11:24), the devil, however, with the addition, unclean. Each spirit is given its own name to designate its property. If the Scriptures call the human soul spirit; then with the addition: the spirit of man. If he calls the wind a spirit, he calls it a stormy spirit (Psalm 47:8). If sin is called a spirit, then it is called a spirit of fornication (Oc. 4:12). If he calls the devil a spirit, he calls him an unclean spirit: so that we may know what kind of spirit he is talking about. Do not think that the Holy Spirit is said here — no; for the name of spirit is something general, and everything that does not have a gross body is usually called spirit. But there is a great difference here. For an unclean spirit, when it attacks the soul of a man (may the Lord preserve the soul of all those who hear, as well as those who are not here!), is like a bloodthirsty wolf attacking a sheep in order to devour it.

Truly, the enemies of men are the devils, who treat them in such a vile and merciless way.

16. No, the Holy Spirit is not like that; His actions, on the contrary, are directed towards good and salvation. And in the first place, His appearance is meek, with Him they received incense, His lightest burden. Rays of light and knowledge shine before His appearance. He comes with the love of a true Minister. For to come to save and heal, to teach, to admonish, to strengthen, to comfort, to enlighten the mind, first of the one who comes, and through Him the minds of others. And just as he who was formerly in darkness, and then suddenly beheld the sun, receives light with his bodily eyes, and sees what he has not clearly seen: so he who has been vouchsafed the Holy Spirit is enlightened by the soul, and having risen above man, beholds what he has not seen. On earth with his body, and with his soul he looks to the heavens. He sees Isaiah sitting on the throne of the Lord high and exalted (Isaiah 6:1): he sees Ezekiel sitting on the Cherubim (Ezekiel 10): he sees, like Daniel, thousands of thousands, and thousands of thousands (Dan. 7:10). And the little man sees the beginning of the world and the end of the world, and the middle of times, and the succession of kings, he knows what he did not understand before: for the true Enlightener is with him. Inside the walls is a man, but the power of knowledge extends far away, and he sees even the deeds of others.

7. Peter was not with Ananias and Sapphira when they sold their possessions, but he was there in spirit. Why, he says, will Satan fill thy heart with lying to the Holy Spirit (Acts 5:3)? There was no accuser, no witness. How did he know what had happened? Is not that which is yours? And what is sold is not in your power? What hast thou put this thing in thy heart (4)? The unlearned Peter learned by the grace of the Spirit what the Greek wise men did not understand. Thou knowest the same thing of Elisse: for when he healed Naaman's leprosy for nothing, Gehazi took payment, as a reward for the labor of others: and he took money from Naaman, and hid it in a dark place; But darkness is not dark for the saints. For as soon as he came, Elisha asked him; and how does Peter say: "O Lord, if I have given up a village on it" (Acts 5:8)? Thus also this one testeth: whence come, Gehazi (2 Kings 5:25)? Not because he did not know whence he came, but out of sorrow he said, "From where?" Thou hast come from darkness, and into darkness thou shalt go. Thou hast sold healing to the leper, and thou shalt receive in return his leprosy. I have fulfilled, he says, the command of Him who said to me, Thou shalt receive it, thou shalt give it to me; but you, having sold this gift, accept the leprosy, which was an occasion for sale. What then did Elisha say to him? And is my heart walking with thee (26)? Though I was here in body, yet the Spirit given to me by God saw what was distant, and showed me clearly what was happening elsewhere. Do you see that the Holy Spirit not only leads out of ignorance, but also communicates knowledge? Do you see how he enlightens souls?

18. Isaiah for almost a thousand years saw Zion as a tabernacle, while this city still stood, was adorned with marketplaces, and was in glory, and another prophet said, "Zion, as the field shall be prooted" (Micah 3:12); predicting what has now come to pass in our presence. Notice, then, the accuracy of the prophecy; it says: "The daughter of Zion shall be left as a tabernacle in the vineyard, and as a storehouse of vegetables in the vineyard" (Isaiah 1:8). Now in these places there are almost cucumber ridges everywhere. Do you see how the Holy Spirit enlightens the saints? Therefore, see that instead of Him, because of the similarity of the name, you do not receive another spirit, but try to find exact signs.

19. If, while you are sitting, the thought of purity or virginity comes to you, then this is the teaching of the Holy Spirit.

There are so many flattering benefits in the world, but Christians have nothing. From what? By the inspiration of the Holy Spirit. Truly an invaluable gift, the Holy and Good Spirit. Righteously we are baptized into the Father, and the Son, and the Holy Spirit. Man, while still in the flesh, confronts many of the most ferocious unclean spirits. And often the unclean spirit, whom many could not humble with iron chains, was humbled by the prayer of the one in whom dwelt the power of the Holy Spirit: and the breath of the conjurer alone is fire to these invisible enemies. Thus, we have a great Champion and Intercessor from God, a great Teacher of the Church, a great Protector. Let us not be afraid of evil spirits, nor of the devil himself: for our Defender is greater; only let us open the doors to Him. For He goes about everywhere, looking for those who are worthy, seeking to communicate His gifts to someone.