Compositions

Огласительное поучение восемнадцатое

К готовящимся в Иерусалиме ко просвещению, сказанное без приготовления, на слова: и во едину, Святую Соборную Церковь, верую воскресению плоти и жизни вечной. Также на слова Иезекииля: и бысть на мне рука Господня, и изведе мя в Дусе Господни, и постави мя среде поля: се же бяше полно костей человеческих, и проч.

1. Корень всякого доброго дела есть надежда воскресения. Ибо ожидание награды укрепляет душу в доброй деятельности. Потому что всякий работник охотно переносит труды, когда предвидит за труды плату; а у тех, которые трудятся, не видя платы, прежде времени с телом изнемогает и душа. Воин в ожидании награды охотно идет на врагов; напротив никакой воин, находясь в службе у нерассудительного Царя, который не дает платы воинам за труды, не хочет умереть за него. Так и всякая душа, верующая воскресению, хранит сама себя, как должно; а неверующая воскресению пускается на погибель. Верующий, что тело воскреснет, хранит сию одежду, и не оскверняет тела любодейством: а неверующий воскресению предает себя любодейству, не радя о своем теле, как бы о чужом. Итак, вера воскресению мертвых есть важное наставление и учение Святой Соборной Церкви, важное и весьма нужное; и хотя многие противоречат оному, однако же истина удостоверяет в нем. Противоречат оному Еллины, не верят Самаряне, опровергают его еретики. Многообразно противоречие, а истина единообразна.

2. Еллины вместе с Самарянами противоречат нам так: отходить в землю умерший человек и сгнивает, весь превращается в червей, потом и черви умирают. Такой гнилости и разрушению подвергается тело: как же оно воскрешено будет? Утонувших пожрали рыбы, и сами оне пожраны. Сражавшихся со зверьми медведи и львы умертвили, сокрушив самые кости. Коршуны и вороны, съевши плоть лежащих мертвецов, разлетелись по всему миру. Откуда возьмется тело? Из птиц съевших оное; одной случится умереть в Индии, другой в Персии, а иной в земле Готфов. У других, кои сгорели в огне, и самый пепел дождь, или ветер разнес. Откуда возьмется тело?

3. Для тебя человека, существа весьма ограниченного и слабого, далеко Индия от земли Готфов, далеко Испания от Персии; а для Бога, Который в Горсти содержит всю землю, все близко. Итак потому, что ты слаб, не представляй себе немощным Бога, но лучше обрати внимание на Его могущество. Солнце не великое дело Его, одним устремлением лучей согревает весь мир; и воздух, который Бог сотворил, объемлет все в мире; а Бог, Творец солнца и воздуха, ужели далеко находится от мира? Пусть будут смешаны различные семена растений (тебе слабому в вере и примеры представляю слабые); и сии различные семена растений будут находиться в одной горсти твоей: для тебя человека трудно ли, или напротив легко различить, что находится в твоей горсти, и семена каждого растения по свойству их отделить, и дать им свое место, чтобы росли? Так, ты можешь различить и привести в прежнее состояние, что находится в руке твоей; а Бог ужели не может различить и привести в прежнее состояние, что содержится в горсти Его? Уразумей, что говорю я, не есть ли дело нечестивое отвергать cиe?

4. Вникни и в самый закон справедливости, и обратись к самому себе. Ты различных имеешь рабов: одни из них хороши, другие худы: хороших конечно ты почитаешь, а худых наказываешь. И если ты судья, то хвалишь добрых и наказываешь законопреступников. Итак, у тебя, смертного человека, справедливость наблюдается; а у Бога, вечного всех Царя, ужели нет справедливого возмездия? Нечестиво отрицать cиe. Рассмотри, что говорю я: многие убийцы ненаказанные умерли на своих ложах: где же правосудие Божие? Часто убийца виновен бывает в пятидесяти убийствах; но ему одну отсекают голову; где же он примет наказание за сорок девять убийств? Если не будет суда и возмездия по скончании мира сего, то ты будешь обличать Бога в неправосудии. Впрочем не удивляйся медленности суда. Всякий подвижник по совершении подвига увенчан, или посрамлен бывает; и определяющие подвижникам награду никогда не увенчивают их во время подвигов, но ожидают, пока совершать оные все подвижники, дабы после всего разобрав, могли дать приличные каждому награды и венцы. Равным образом и Бог, когда еще продолжается в мире сем подвиг, хотя и помогает, сколько нужно праведным, но совершенную награду воздает им после.

5. Если, по твоему мнению, не будет воскресения мертвых, то почему обвиняешь ты тих, которые ограбляют мертвых? Если тело погибло, и воскресения нельзя надеяться, то почему подвергнется наказанию ограбляющий мертвецов? Видишь ли, что хотя устами отрицаешь ты воскресение, впрочем в совести твоей истина оного остается непреоборимою?

Сеется пшеница, если случится, или другой какой род семян: упавшее семя умирает, согнивает и делается негодным для пищи. Впрочем согнивши, является оно в зелени, и упавши в малом виде, является теперь в виде прекрасном: но пшеница сотворена для нас. Ибо пшеница и друет семена для нашего употребления, а не для них самих сотворены. Так, сотворенное для нас, быв умерщвлено, оживает; а мы, для которых сотворено cиe, умерши, ужели не восстанем?

7. Зимнее время теперь, как ты видишь; дерева стоят, будто мертвые: ибо где листья смоковничные? Где кисти виноградные? Впрочем мертвы они зимою, а весною зеленеют; и когда придет время, тогда как бы самая мертвенность сообщает им жизнь.

Бог, предвидя невериее твое, в видимом тобою каждый год являет действие воскресения, дабы ты, смотря на случающееся с вещами бездушными, поверил тому касательно и воодушевленных, разумных существ. Мухи и пчелы по большей части в воде задушаемые, в свое время воскресают, и некоторые роды земных животных, зимою пребывая недвижимы, во время лета воскресают. Так как слабы твои понятия, то сообразные с оными представляю тебе и примеры. Итак, Тот, Который бессловесным и презренным животным сверхъестественно сообщает жизнь, ужели не благоволит даровать оной нам, для которых сотворил их?

8. Впрочем Еллины хотят еще яснее увериться в воскресении мертвых; они говорят, что хотя и оживают те животные, однако же еще не вовсе изгнившие. Хотят они явно видеть животное совершенно сгнившее и воскресшее. предвидел Бог неверие человеков, и для сего создал птицу, фениксом называемую. Она, как пишет Климент, и другие многие повествуют, будучи в своем роде одинока, чрез пятьсот лет прилетая в страну Египетскую, показывает воскресение, не в пустых местах являясь, где неизвестна была бы совершающаяся тайна; но среди города, дабы можно было осязать то, чему не верят. Сделавши себе гнездо из ливана, смирны и других благовонных веществ, И по окончании оных лет севши в оное, она явно умирает и согнивает. Потом из согнившей плоти умершего феникса рождается некий червь. Он, возросши, делается птицею. (Ты не должен не верить сему. Ибо видишь, что и пчелы таким же образом образуются из червей; видишь, что из самых жидких яиц, делаются перья и кости и составы птиц). Потом феникс, о котором я сказал, покрывшись перьями, и сделавшись совершенно таким же, каков был прежде, фениксом, взлетает на воздух в таком виде, в каком и умер; а сим весьма ясно показывает он людям воскресение мертвых. Удивительна птица феникс, но птица бессловесная и никогда не славословившая Бога. Летает она по воздуху, но не знает Единородного Сына Божия. Итак, бессловесному животному, не ведущему Творца всех смертных, даруется воскресение; ужели же нам, прославляющим Бога, и сохраняющим повеления Его, не даровано будет воскресение?

9. Но поелику феникс, знамение воскресения, отдален от нас и является редко, да и не верят еще существованию его; то имеешь ты доказательство воскресения в том, что видишь каждый день.