Compositions

5. Если, по твоему мнению, не будет воскресения мертвых, то почему обвиняешь ты тих, которые ограбляют мертвых? Если тело погибло, и воскресения нельзя надеяться, то почему подвергнется наказанию ограбляющий мертвецов? Видишь ли, что хотя устами отрицаешь ты воскресение, впрочем в совести твоей истина оного остается непреоборимою?

Сеется пшеница, если случится, или другой какой род семян: упавшее семя умирает, согнивает и делается негодным для пищи. Впрочем согнивши, является оно в зелени, и упавши в малом виде, является теперь в виде прекрасном: но пшеница сотворена для нас. Ибо пшеница и друет семена для нашего употребления, а не для них самих сотворены. Так, сотворенное для нас, быв умерщвлено, оживает; а мы, для которых сотворено cиe, умерши, ужели не восстанем?

7. Зимнее время теперь, как ты видишь; дерева стоят, будто мертвые: ибо где листья смоковничные? Где кисти виноградные? Впрочем мертвы они зимою, а весною зеленеют; и когда придет время, тогда как бы самая мертвенность сообщает им жизнь.

Бог, предвидя невериее твое, в видимом тобою каждый год являет действие воскресения, дабы ты, смотря на случающееся с вещами бездушными, поверил тому касательно и воодушевленных, разумных существ. Мухи и пчелы по большей части в воде задушаемые, в свое время воскресают, и некоторые роды земных животных, зимою пребывая недвижимы, во время лета воскресают. Так как слабы твои понятия, то сообразные с оными представляю тебе и примеры. Итак, Тот, Который бессловесным и презренным животным сверхъестественно сообщает жизнь, ужели не благоволит даровать оной нам, для которых сотворил их?

8. Впрочем Еллины хотят еще яснее увериться в воскресении мертвых; они говорят, что хотя и оживают те животные, однако же еще не вовсе изгнившие. Хотят они явно видеть животное совершенно сгнившее и воскресшее. предвидел Бог неверие человеков, и для сего создал птицу, фениксом называемую. Она, как пишет Климент, и другие многие повествуют, будучи в своем роде одинока, чрез пятьсот лет прилетая в страну Египетскую, показывает воскресение, не в пустых местах являясь, где неизвестна была бы совершающаяся тайна; но среди города, дабы можно было осязать то, чему не верят. Сделавши себе гнездо из ливана, смирны и других благовонных веществ, И по окончании оных лет севши в оное, она явно умирает и согнивает. Потом из согнившей плоти умершего феникса рождается некий червь. Он, возросши, делается птицею. (Ты не должен не верить сему. Ибо видишь, что и пчелы таким же образом образуются из червей; видишь, что из самых жидких яиц, делаются перья и кости и составы птиц). Потом феникс, о котором я сказал, покрывшись перьями, и сделавшись совершенно таким же, каков был прежде, фениксом, взлетает на воздух в таком виде, в каком и умер; а сим весьма ясно показывает он людям воскресение мертвых. Удивительна птица феникс, но птица бессловесная и никогда не славословившая Бога. Летает она по воздуху, но не знает Единородного Сына Божия. Итак, бессловесному животному, не ведущему Творца всех смертных, даруется воскресение; ужели же нам, прославляющим Бога, и сохраняющим повеления Его, не даровано будет воскресение?

9. Но поелику феникс, знамение воскресения, отдален от нас и является редко, да и не верят еще существованию его; то имеешь ты доказательство воскресения в том, что видишь каждый день.

И слабое cиe делается строителем кораблей и домов, и зодчим и художником во всяком искусстве, и воином, и законодателем, и Царем. Бог, Который из веществ необразованных сотворил нас, ужели не возможет воскресить умерших? Тот, Который из слабейшего вещества образует тело, ужели не возможет умершее тело воскресить? Тот, Который сотворил не существовавшее прежде, ужели не воскресить существовавшего уже и умершего?

10. Вот еще ясное доказательство воскресения мертвых на небе и в светилах, которое подтверждается каждый месяц. Лунное тело совершенно прекращающее свет свой, так что уже ни мало не видно его, опять наполняется светом и приходит в прежнее состояние. И чтобы совершенно доказать тебе предмет сей, луна по прошествии нескольких лет затмевается и явно превращается в кровь, а после опять принимает световидное тело. Бог устроил cиe для того, чтобы и ты, человек, из крови состоящий, не был в неверии касательно воскресения мертвых; но чтобы тому же верил и в рассуждении себя самого, что видишь на луне. Такие употребляй доказательства против Еллинов. С теми, которые не принимают находящегося в Священном Писании, сражайся не орудием Писания, но только умозаключительными изъяснениями. Ибо им неизвестно, кто такой Моисей, кто Исаии; неизвестно ни Евангелие, ни Павел.

11. Перейди теперь к Самарянам, которые принимая только закон, не принимают Пророков; для них неубедительно и нынешнее чтение из Иезекииля; ибо Пророков, как я сказал, они не принимают. Как же убеждать нам Самарян? Обратимся к написанному в законе. Так говорить Бог к Моисею: Аз Бог Авраамов, Исааков и Иаковль (Исх. 3, 6, 15, 16); нет сомнения, что Он Бог имеющих бытие и действительное существование. Ибо если Авраам, Исаак и Иаков престали быть, то очевидно Бог будет Богом тех, которых нет. Говорит ли когда Царь, что он Царь над воинами, которых не имеет? Показывает ли кто богатство, которого нет у него? Итак, надобно положить, что действительно существуют и Авраам и Исаак и Иаков, да Бог будет Богом существующих. Не сказал Он: Я был, но есмь Бог их. А что будет суд, о сем говорит Авраам к Господу: судяй всей земли не сотворит ли суда (Быт. 18, 23)?

12. Но ори сем опять противоречат несмысленные Самаряне и говорят, что могут иметь бытие души Авраамова, Исаакова и Иаковлева, а тела воскреснуть не могут.

Да! тогда повеление Божественное было сильно, а ныне ужели более не сильно?

13. Притом из чего в начале и сотворен человек, несмысленнейшие из всех людей Самаряне? Раскройте первую книгу Писания, которую и вы принимаете: и созда Бог человека, персть (взем) от земли (Быт. 2, 7).

Авраам говорит Господу: судяй всей земли (Быт. 18, 25). И не верят сему поучающиеся в законе. Написано, что человек сотворен из земли, и не верят читающие закон.