Compositions
12. Но блаженный Давид, хоть подлинно слышал слова: Господь снял с тебя грех твой, — впрочем не прекратил покаяния, но вместо порфиры облекался во вретище, а вместо позлащенного престола царь сидел на пепле и на земле; и не только на пепле сидел, но и в пищу употреблял пепел, как и сам говорить: пепел, яко хлеб ядях (Пс. 101, 10). Слезами иссушил он похотливое око; измыю, говорит он, на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6, 7). Когда царедворцы советовали ему вкусить хлеба, он не слушал их, но чрез целые семь дней продолжал пост. Если царь таким образом раскаялся, то ты, частный человек, не обязан ли раскаиваться? И во время возмущения Авессаломова, тогда как многие открывались ему пути для бегства, он захотел бежать чрез гору масличную, как бы обращаясь мыслию к Искупителю, имевшему вознестись с нее на небо. И когда злобно проклинал его Семей, он говорит: отпустите ему (2 Цар. 16, 10). Ибо знал он, что отпущающему отпущено будет.
13. Видишь, что раскаяние есть дело доброе. Видишь, что кающися спасаются. И Соломон пал, но что говорить он? Последи аз покаяхся (Прит. 24, 32). А Ахаав, царь Самарийский, был законопреступнейший идолопоклонник, человек беззаконный, убийца пророков, чуждый благочестия, алчный до чужих полей и виноградов (3 Цар. 21, 27). Но по умерщвлении чрез Иезавель Навуфея, когда пришел пророк Илия и только произнес угрозы, он разодрал одежду и облекся во вретище. Что же говорить ко Илии человеколюбивый Бог? Видел ли еси, како умилися Ахаав пред лицем Моим? (3 Цар. 21, 29) Он как бы убеждает воспламененного гневом пророка снизойти кающемуся. Не наведу зла, говорить он, во днех его. И хотя после прощения не оставит он злочестия, однако ж Господь совершенно прощает ему; не потому, чтобы не знал он будущего, а дарует прощение соответственно настоящему времени покаяния. Ибо судия справедливый судит о каждом деле так, как оно случилось.
14. Равным образом, Иеровоам приносил на алтарь идолам жертву (3 Цар. 13, 4). Рука его сделалась сухою, когда он велел схватить обличавшего его пророка. Но познав на опыте силу сего человека, говорит ему: помолися пред лицем Господа Бога твоего (3 Цар. 13, 6). И вследствие слов сих рука его опять исцелела. Если пророк исцелил Иеровоама, неужели Христос не может исцелить и освободить тебя от греха? Манассия так же был законопреступнейший человек, он распилил Исайю, осквернил себя всеми родами идолослужений, наполнил Иерусалим невинною кровию. Но быв отведен пленником в Вавилон, претерпеваемое злосчастие обратил в целительное покаяние. — Ибо Писание говорит, что смирися Манассия пред лицем Господним, и помолися, и услыша Господь, и возврати его на царство его (2 Пар. 33, 13). Если распиливший пророка спасся покаянием, неужели не спасешься ты, ничего такого не соделавший?
15. Смотри, без причины не отвергай действия покаяния. Хочешь ли узнать, сколь сильно покаяние? Желаешь ли узнать крепкое оружие спасения, и уразуметь, сколь сильно исповедание? Сто восемьдесят пять тысяч (4 Цар. 19, 35) неприятелей исповеданием обратил Езекия в бегство. Велико поистине и это дело, но оно еще малозначительно в отношении к тому, о чем сказано будет. Он же покаянием остановил произнесенное Божественное определение. Во время болезни его, говорит ему Исайя: Заповеждь дому твоему, умреши бо ты, и не будеши жив (4 Цар. 20, 1; Ис. 38, 1) Можно ли после сего ожидать, можно ли надеяться на исцеление, когда пророк говорит: ты умираешь? Однако же не оставил покаяния Езекия но, вспомнив слова Писания: егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися (Ис. 30, 15), он обратился к стене, и от ложа простерши мысли к небу (ибо непроницаемость стен не останавливает молитв с благочестием воссылаемых), говорит: Господи, помяни мя (4 Цар. 20, 3). Ибо для того, чтобы исцелеть мне, довольно вспомнить Тебе о мне. Ты не подчинен времени, но Сам Ты законоположник жизни. Не от свойства расположения звезд, как некоторые пустословят, зависит жизнь наша, но Ты Сам по Своей воле располагаешь, кому и когда жить. И тому, которому, по изречению Пророка, не оставалось надежды жить более, прибавлено еще пятнадцать лет жизни, в знамение чего солнце восприняло обратное течение. Тогда для Езекии солнце обратилось вспять, а для Христа солнце померкло. Оно не возвратилось, но померкло, а чрез cиe и показало различие между тем и другим, т. е. между Езекиею и Иисусом. И тот возмог отвратить Божественное определение, а Иисус не дарует ли отпущения грехов? Обратись и восплачь о самом себе, заключи дверь, и помолись, чтобы отпустил Он тебе, и чтобы освободил тебя от горящего пламени. Ибо исповедание сильно и огнь утушать, сильно и львов укротить.
16. Если же не веришь, то представь себе, что случилось с Ананиею и бывшими с ним, какие излили они источники. Какие меры воды могли утушить пламень, воздымавшийся на сорок девять локтей? Но где чрезмерно возвышался пламень, там подобно реке излилась вера, там противодействовали злу сим гласом: Праведен еси. Господи, о всех, яже сотворил еси нам; согрешихом бо и беззаконновахом (Дан. 3, 27–29). И покаяние потушило пламень. Если ты не веришь, что может утушить огнь геенский покаяние, то познай cиe из того, что случилось с Ананиею. Но скажет кто–либо из внимательных слушателей: Бог сохранил их тогда за правду их, так как они не восхотели поклониться идолу, даровал им Бог сию силу. Когда так, то представлю и другой пример покаяния.
17. Каких ты мыслей о Навуходоносоре? Не слышал ли ты из Писания, что он человек кровожадный, свирепый, свойства зверского? Не слышал ли, что он кости из гробниц царских изверг вон? Не слышал ли, что он целый народ отвел в плен? Не слышал ли, что он ослепил царя после того, как видел сей убиваемых детей своих? Не слышал ли ты, что он сокрушил херувимов? Я не говорю о херувимах духовных, нет, не разумей так, человек! Но херувимов изваянных, очистилище, из среды коего в слух говорил Бог. Завесу святыни он попрал, взял кадильницу и перенес в идольское капище, все приношение обрал, храм сжег до основания. Какого он достоин был наказания за умерщвление царей, за сожжение святыни, за пленение народа, за посвящение идолам священных сосудов? Не был ли он достоин тысячи смертей?
18. Ты видел великость зол, посмотри теперь на человеколюбие Божие. Он преобращен в зверя, в пустыне провождал жизнь, бит был, чтобы мог спастись. Имел когти, как лев, ибо был хищник святыни. Имел львиные волосы, ибо был он лев, похищающий и рыкающий. Траву, как вол, снедал; ибо был он скот, не познавший даровавшего ему царство. Тело его омочаемо было росою, потому что, видя потушенный росою огнь, он не уверовал. И что же происходит? Аз Навуходоносор очи свои на небо воздвиг, говорит он, и Вышняго благослових, и живущаго во веки похвалих и прославих (Дан. 4, 31). Итак, когда он познал Вышнего, и вознес благодарственный глас к Богу, когда раскаялся в содеянии греха и познал немощь свою, тогда Бог возвращает ему царскую честь.
19. Что же? Навуходоносору, который столько сделал зла, и после раскаяся, Бог даровал прощение и царство, а тебе, кающемуся, ужели не дарует отпущения грехов и Царства Небесного, если ты, как должно, жить будешь? Человеколюбив Господь, скоро прощает, но медлит наказывать. Потому никто да не теряет надежды о своем спасении. Петр, верховный и первенствующий из Апостолов, пред служанкою трижды отрекся Господа, но, раскаявшись, плакася горько (Мф. 26, 75). А плач изъявляет сердечное покаяние. И потому он не только получил прощение в своем отречении, но еще и Апостольское достоинство удержал неотъемлемо. Итак, братие, видя многие примеры согрешивших и покаявшихся, и спасенных, поспешите и сами покаяться пред Господом, чтобы и прощение получить вам в содеянных грехах, и Царства Небесного удостоиться, и наследовать дар небесный вместе со всеми Святыми во Христе Иисусе. Слава Ему во веки веков. Аминь.
Огласительное поучение третье
К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о крещении, на слова из послания к Римлянам: Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся; спогребохомся убо Ему крещением и проч. (Рим. 6, 3–4).
1. Веселитесь небеса и торжествуй земля о тех, кто желает окропиться иссопом, очистить себя иссопом духовным и силою Того, Кто во время страдания Своего посредством иссопа и трости напояем был. Силы небесные да радуются, а души, которым предстоит сочетаться с духовным Женихом, да приготавливаются к этому. Ибо глас вопиет уже в пустыне: уготовайте путь Господень (Ис. 40, 3). Не маловажное это дело; не тел обыкновенное и безрассудное сочетание, но избрание по вере всеиспытующего Духа. Мирские супружества и брачные союзы не с надлежащим совершаются разбором, но где богатство или красота, там скоро соглашается жених. А здесь не красота телесная, но неукоризненная совесть души, не предосудительное богатство, но богатство душевного благочестия уважается. Итак, чада оправдания, внемлите Иоанну, увещевающему и говорящему: исправите путь Господень (Ин. 1, 23), старайтесь уничтожить всякое препятствие и соблазн, чтобы прямо шествовать вам к вечной жизни. Посредством нелицемерной веры приготовьте чистые сосуды души для принятия Святого Духа. Начните покаянием омывать одежду вашу, чтобы, когда призваны будете в чертог брачный, явиться вам чистыми. Ибо хоть Жених призывает всех без исключения, потому что благодать щедра, и громкий глас провозвестников собирает всех; впрочем Сам же Он различает вошедших на таинственный пир брачный. Да не случится кому–либо из тех, кого имена внесены в список, услышать затем: друже! како вшел еси семо, не имый одеяния брачна (Мф. 22, 12)? Но да услышит каждый из вас: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего (Мф. 25, 21), ибо доселе стоял ты за вратами. О, когда бы всякий из вас мог сказать: введе мя царь в ложницу свою. Да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя; яко на жениха, возложи на мя венец, и яко невесту, украси мя красотою (Песн. 1, 3; Ис. 61, 10). Да явится душа каждого из вас, не имущая скверны, или порока, или нечто от таковых (Еф. 5, 27). Не говорю я, чтобы это было прежде принятия благодати: ибо для чего было бы звать вас к отпущению грехов? Но чтобы тогда, когда даруется благодать, согласна была с благодатью совесть, быв найдена неукоризненной.
2. Велико поистине дело это, братья, и потому с размышлением приступите к нему. Каждому из вас надлежит предстать Богу пред мириадами воинства Ангельского. Дух Святой будет запечатлевать ваши души. Вы будете избираемы в воинство великого Царя. Итак, расположите и приготовьте себя, облекшись не в драгоценные одежды, но в благочестие души, открывающееся в доброй совести. Приступи ко крещению не так, как к воде простой, но как к духовной благодати, с водою даруемой. Ибо как приносимое в жертву, простое по природе, оскверняется через призывание идолов, так напротив, простая вода, получив силу от призывания Святого Духа и Христа и Отца, делается святой. Так как человек состоит из двух частей, из души и тела, то и очищение двоякое: бестелесное для бестелесного, а телесное для тела. Вода очищает тело, а Дух душу запечатлевает, чтобы нам приступить к Богу с сердцем окропленным и телом, омытым водой чистой. Итак, когда сойдешь ты на воду, то не простую воду представляй себе, но от действия Святого Духа ожидай спасения. Ибо без того и другого невозможно тебе достичь совершенства. Не я говорю это, но Господь Иисус Христос, имеющий в этом деле власть. Он говорит: аще кто не родится свыше — и присовокупляет слова: водою и Духом, не может внити в Царствие Божие (Ин. 3, 3; 3, 5). Ни тот, кто крещается водой, но не удостоен Духа, не имеет совершенной благодати; ни тот, кто хотя бы добр был по делам, но не получил запечатления водой, не войдет в Царствие Небесное. Слово дерзновенно, но не мое, поскольку так определил Иисус. И вот доказательство в Божественном Писании. Корнилий был муж праведный, удостоившийся видения Ангельского, молитвы его и милостыни представляли на небе перед Богом прекрасный столп. Пришел Петр, и Дух излился на верующих, и начали говорить на других языках и пророчествовать. Далее Писание говорит, что и после сей духовной благодати Петр повелел им креститься во имя Иисуса Христа, чтобы, по возрождении души верой, посредством воды приняло благодать и тело. Если же кто желает знать, почему через воду, а не через другую стихию, дает благодать, тот найдет разрешение этого в Божественном Писании. Вода есть нечто особенное и наилучшее из четырех видимых стихий мира. Небо есть жилище Ангелов, но небеса из воды. Земля есть обиталище людей, но земля из воды. И прежде всего шестидневного устроения тварей Дух Божий носился над водою. Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан. Освобождение Израиля от Фараона совершилось посредством моря, и освобождение мира от грехов совершается через омовение водою при действии Слова Божия. Где Бог вступает в завет с кем–нибудь, там и вода. С Ноем заключен был завет после потопа; заключен завет с Израилем при горе Синайской, но и он заключен при посредстве воды, и червленой волны, и иссопа. Илия возносится, но и здесь не без воды. Ибо сначала проходит через Иордан, потом восхищается на небо. Первосвященник сперва омывается, потом возжигает курения. Аарон прежде омылся, потом поставлен был первосвященником. Ибо как бы он приступил к молитве за других, не быв еще сам очищен водой? И знамением крещения была умывальница, находившаяся в Скинии.
3. Крещение есть конец Ветхого Завета и начало Нового. Ибо начал его Иоанн, которого болий никтоже воста в рожденных женами (Мф. 11, 11). Он есть конец Пророков: все Пророки и закон до Иоанна (Мф. 11, 13), он же начало действий Евангельских. Ибо зачало Евангелия Иисуса Христа и проч. бысть Иоанн крестяй (Мк. 1, 4) крещением. Ты скажешь, Илия Фесвитянин взят на небо, однако же он не более Иоанна. Перенесен на небо Енох, но он не более Иоанна. Моисей был величайший законодатель, и все Пророки были удивительны, но они не больше Иоанна. Я не дерзаю сравнивать Пророков с Пророками, но Сам Владыка их и наш, Господь Иисус произнес суд: не воста в рожденных женами болий Иоанна; в рожденных не девами, но женами. Великий служитель сравнивается с сослужителями, превосходство же и благодать Сына несравненны в отношении к рабам. Видишь ли ты, какого человека избрал Бог в предшественника этой благодати? Бедного, пустыннолюбивого, однако же не человеконенавистника; он ел акриды и окрыленную имел душу; питался медом, и слова его были сладостнее и полезнее меда; носил одежду из верблюжьего волоса и представлял собой образец подвижнической жизни; еще будучи в утробе матери, освящен он был Святым Духом. Правда, также освящен был и Иеремия, однако же Иеремия не прорек в ней. Один Иоанн, будучи в утробе матерней, взыграся радощами (Лк. 1, 4) и, не видя телесными очами, познал Владыку духом. Поскольку благодать крещения была делом великим, то надлежало быть великим и первому ее провозвестнику.