Compositions

34. Прочее, бpamиe, радуйтеся о Господе всегда (Флп. 3, 1); паки реку, радуйтеся (4, 4). ибо приближилось избавление ваше (Лк. 21, 28) и вашего спасения ожидает небесное Ангельское воинство, и глас вопиет уже в пустыни: уготовайте путь Господень (Мф. 3, 3). А восклицает Пророк: жаждущии идите на воду (Ис. 55, 1). И потом тут же: послушайте Мене, и снесте благая, и насладится во благих душа ваша (2). И спустя немного услышите оные благие словеса: Светися, светися, новый Иерусалиме: прииде бо твой свет (Ис. 60, 1). О сем Иерусалиме сказал Пророк: и по сих наречешися град правды, мати градовом верный Сион (Ис. 1, 26). Зане от Cиoнa изыде закон, и слово Господне из Иерусалима (Ис. 2, 3), которое отсюда пролилось на всю вселенную, как дождь. Обращаясь к Сиону, Пророк говорит о вас: возведи окрест очи твои, и виждь собранная чада твоя (Ис. 60, 4). А Сион ответствует, говоря: кии суть, иже яко облацы летят, и яко голуби со птенцы ко мне (8)? Облаки, потому что духовны, голуби, потому что незлобивы. И в другом месте: кто слыша сицевое, и кто виде сице? Аще родила земля с болезнию во един день, и родися язык весь купно? Яко поболе и роди Сион дети своя (Ис. 66, 8). Все исполнится неизреченною радостию, потому что Господь сказал: се Аз творю веселие Иерусалиму, и людем моим радость (Ис. 65, 18).

35. Скажем и о вас ныне: радуйтеся небеса, и веселися земле, и проч. яко помилова Бог люди своя, и смиренныя людей своих утеши (Ис. 49, 13). Это зависит от человеколюбия Господа, Который говорит вам: се отъях, яко облак беззакония твоя, и яко примрак грехи твоя (Ис. 44, 32). А вы, удостоившись имени верных, о которых написано: работающим мне наречется имя новое, еже благословится на земли (Ис. 65, 15 и 16), скажете с веселием: благословен Бог и Отец Господа нашего Иucyca Христа, благословивый нас всяцем благословением духовным в небесных о Христе (Еф. 1, 3). О Нем же имамы избавление кровию Его, и оставление прегрешений, по богатству благодати Его (7), юже преумножил есть в нас и проч. (8); и еще: Бог же, богат сый в милости, за премногую любовь Свою, еюжн возлюби нас (Еф. 2, 4) и сущих нас мертвых прегрешеньми, сооживи Христом и проч. (5); подобно сему хвалите Господа всех благ, говоря: егда же благодать и человчеколюбие явися Спаса нашего Бoгa (Тит. 3, 4), не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей Его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго (5), Егоже излия на нас обильно Иисус Христом Спасителем нашим (Тит. 3, 6); да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя (7). Сам же Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, да даст вам Духа премудрости и откровения в познание Его, просвещенна очеса разума (Еф. 1, 17 и 18) и да соделает Он, чтобы и дела и слова и мысли ваши всегда были добры. Слава Ему, честь, и держава, Господом нашим Иисусом Христом, со Святым Духом, ныне и всегда, и во все бесконечные веки веков. Аминь.

Тайноводственное поучение первое

К новопросвещенным, на слова из Петрова Соборного первого послания, от сего места: трезвитеся, бодрствуйте (1 Пет. 5, 8), даже до конца того послания.

1. Желал я и прежде, о истинные и вожделенные чада Церкви, беседовать с вами о духовных сих и небесных тайнах. Но понеже точно знал, что зрение паче слуха уверяет, то и ожидал я настоящего времени, дабы найти вас чрез сей искус более приготовленными к слушанию проповедуемого, и тем бы удобнее ввести вас мне в светлейший и благовоннейший цветник сего рая. Да и подлинно вы учинились более способными к принятию сих Божественных таин, сподобясь Божественного и животворного крещения. И поелику должно предложить трапезу совершеннейшего учения, то мы потщимся тому научить вас, дабы вы познали сих таин силу, совершившуюся над вами в оный вечер крещения.

2. Вы сперва взошли в преддверие крестительного притвора, стоя лицом к Западу слушали, по повелению простирали руку, и как бы находящегося тамо сатаны отрицались. Но надлежит вам знать, что в истории Ветхого Завета находится прообразование сего. Ибо когда Фараон, сей жесточайший и бесчеловечный мучитель, угнетал свободный и благородный народ Еврейский, тогда Бог послал Моисея извести их от тяжкого рабства Египетского. И кровию агнца мазаны были пpaги и подвои дверей, дабы всегубитель прошел мимо домов, имеющих знамение крови (Исх. 12, 22, 28): а таким образом чудесно спасен, был народ Еврейский. Но когда враг преследовал уже освобожденных, и увидел море для них сверхъестественным действием разделившееся, бежал однако поспешно за ними; тогда, внезапно будучи покрыт волнами, потоплен в водах Чермного моря (Исх. 14, 22, 30).

3. Молю тебя прейти от сих вещей древних к новым, от прообразования к истине. Там Моисей, по повелению Божиюо, в Египет пришедший: здесь Христос, от Отца в мир посылаемый. Там Пророк, да изведет из Египта народ угнетаемый: здесь Христос, да избавит человеков, грехом отягощаемых в миpе. Тамо кровь Агнца отвратила губителя: здесь кровь Агнца пречистого (1 Пет. 1, 19) Иисуса Христа, соделалась прогнанием бесов. Тот мучитель гнал до моря оных древних людей: и тебя лютый, безстыдный, и началозлобный сей демон, преследовал даже до оных спасительных вод. Тот в море потоплен, а сей в спасительной воде исчезает.

4. Но еще ты слышишь, повелевается тебе, простерши как будто к насходящемуся близ тебя руку, сказать: отрицаюся тебе сатано. Хочу сказать и то, для чего вы лицом к Западу стояли: ибо cиe нужно. Понеже меcтo видимой тьмы есть Запад, сатана же, будучи тьма, во тьме и державу имеет: для того прознаменовательно смотря на Запад, вы отрицаетесь того темного и мрачного князя. Что же стоя всяк из вас говорил? Отрицаюся тебе caтaно, тебя злого и лютейшего мучителя. Ты говоришь: я уже силы твоея не боюся. Ибо ее разрушил Христос, пpиoбщився крове и плоти моея, да чрез cиe упразднит смертию смерть, да не буду я чрез все житие повинен работе (Евр. 2, 15). Отрицаюся тебе лукавого и злохитрейшего змия. Отрицаюся тебе коварного, под притворством дружества соделавшего всякое беззаконие и произведшего в наших прародителях отступление от Бога. Отрицаюся тебе сатана, всякой злобы изобретателя и споспешника.

5. Потом во втором речении научаешься говорить: и всех дел твоих. Дела же сатаны — всякий есть грех, которого и отрицаться нужно: подобно как от мучителя кто убежав, убегает всячески также и оружия его. Итак, всякий род греха относится к делам диавола. Впрочем и cиe ведай, что все сказанное тобою, наипаче в сей страшный час, написано в Божиих книгах. Итак, если ты сему что либо противное сделаешь, яко преступник, осужден будешь. Посему ты отрицаешься дел сатанинских, всех, говорю, деяний и помышлений, противных разуму.

6. Засим говоришь ты: и всея гордыни твоея, Гордыня сатаны есть всякие неистовые зрелища и конскиея бегания, ловли со псами и всякая таковая суета, от коей избавиться моля Святый Пророк глаголет к Богу: отврати очи мои, еже не видети суеты (Пс. 118, 37). Да не будет вожделенно для тебя зрелищное неистовство, где ты увидишь наглости шутов, производимый с бесстыдством и со всяким непотребством, увидишь неистовые женоподобных мужей плясания. Да не будет вожделенно тебе также безумие тех, которые в ловлях предают себя зверям, для прихоти своей окаянной утробы. Таковые, дабы угодить своему чреву яствами, сами по справедливости бывают пищею зверей неукротимых. А правильнее сказать, они для своего чрева, которое бог их (Флп. 3, 19), собственную жизнь свою погубляют чрез единоборство. Убегай и конских ристаний, зрелища неистового, убивающего души: потому что все cиe гордыня диавола есть.

7. Еще же и то, что в идольских празднествах приносимо было, мяса ли то, или хлебы, или что другое подобное сему, оскверненное призыванием демонов нечистых, причитается к гордыне диавола. Ибо как хлеб и вино Евхаристии, прежде Святого призывания покланяемой Троицы, были простым хлебом и вином; по совершении же призывания хлеб соделывается телом Христовым, а вино бывает кровиюo Христовою: так равно и сия брашна гордыни сатанинския, будучи по своему естеству простыми, скверными делаются чрез призывание демонов.

8. После сего ты говоришь: и всего служения твоего. Служение же диаволу есть молитва, совершаемая в капищах: все бывающее для чествования бездушных идолов: зажигание свеч, или каждение при источниках и реках, так как иные, прельщены быв сновидеными или бесами, приходили на оные воды в чаянии обрести уврачевание и телесных недугов: или что иное такого рода: ты к сему не приобщайся. Птицегадание, чарование, предсказывания, или привески на шее против очес призора, или на листах написания, волхвования, или иные злые хитрости, и другие сим подобные непотребства, суть служения диаволу. Итак, бегай сего: ибо если ты в оное впадешь, по отвержении сатаны и по сочетании со Христом; то испытаешь большую жестокость мучителя, который прежде с тобою поступал как будто с домашним своим, послабляя тебе в тяжком рабстве, а ныне сильно преогорчен тобою: и Христа лишишься, и от сатаны большую злобу к себе увидишь. Не слышал ли ты древнего повествования о Лоте и его дщерях (Быт. 19, 15, 30)? Не спасся ли он со дщерями, когда ушел в гору: а жена его не превратилась ли в столп соляной, дабы остаться ей вечным памятником злого изволения, и обращения взора назад (Быт. 19, 26)? Внимай убо ты себе (Втор. 4, 23), и не обращайся паки вспять, возложив руку на рало (Лк. 9, 62), и зря вспять на сланое жизни сея деяние: но беги в гору (Быт. 19, 17) ко Христу Иисусу, ко оному камню без рук отторгшемуся (Дан. 2, 35, 45) и исполнившему вселенную.

9. Когда же ты отрицаешься сатаны, разрывая совершенно всякий с ним союз и древнее coглacиe с адом (Ис. 28, 15): тогда отверзается тебе рай Божий, на Востоке насажденный (Быт. 2, 8), откуда за преступление изгнан был наш праотец (Быт. 3, 23). Означая cиe, обратился ты от Запада к Востоку, стране света. В то время тебе повелено сказать: верую во Отца, и Сына, и Святаго Духа, и во едино крещение покаяния. О чем в первых поучениях, сколько благодать Божия споспешествовала, пространно тебе сказано.