Все восстают, никто да не отчаивается: праведный да не соболезнует об общей судьбе воскресения, ожидая особенного плода добродетели. Все воскреснут, но каждый, как Апостол говорит, в своем порядке. Божеского милосердия плод есть общий, порядок же заслуг различный. День светит всем, солнце согревает все народы, дождь каждого землю творит плодоносной.

Все рождаемся, и все воскреснем, но состояние как жизни, так и воскресения различно. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. (1 Кор 15:52.) Святой Павел спящего возбуждает к жизни, говоря: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». (Еф. 5:14.) Спящий возбуждается, чтобы жил и был подобен Павлу, и мог бы сказать: мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших. (Фес. 4:15.) Ибо Павел говорит здесь не об общем употреблении дыхания и жизни, но о заслуге воскресения. Потому что, сказав: и мертвые во Христе воскреснут прежде, прибавляет: потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе. (Фес. 4:16,17.)

Умер Павел, и славным страданием своим телесную жизнь переменил на бессмертную славу. Итак, обманул ли тот, который писал о себе, что живой был восхищен на облаках в сретение Христу? Это читаем о Енохе и Илии: но и ты так же восхищен будешь в духе. Эти колесницы Илии, эти огни, хотя они и невидимы, приготовляются, да праведный перенесен будет от земли на небо и жив будет вовеки. Апостолы не знали смерти, почему и сказано: Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем. (Мф 16:28.) Ибо живет тот, кто не имеет, что могло бы умереть в нем, кто не имеет из Египта сапога или какого–либо обязательства, но совлекает с себя его прежде сложения должности телесной. Посему не один Енох жив, ибо не один восхищен: восхищается и Павел в сретение Христу.

Живы также патриархи, ибо иначе в святом Писании не упоминалось бы: Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова; потому что Бог же не есть Бог мертвых, но живых. (Лк 20:37, 38.) Будем живы и мы, ежели будем подражать делам и нравам праотцов наших. Удивляемся награждению праотцов, да последуем и послушанию их, восхваляем благодать данную им, да подражаем и повиновению их, чтобы, увлекаясь прелестями, не впасть в сети века. Да не оставляем благое время, да примем предписание закона, милосердное звание, желание к страданиям. Вышли из земли своей праотцы, да бежим и мы власти и насилия телесного намерением нашим; мы — намерением, а они — бегством из отечества, но праотцы не сочли это за ссылку, ибо делали то по благочестию, а не по принуждению. Они променяли землю на землю, а мы землю переменим на небо, они — обитанием, а мы — духом. Им премудрость показала небо, блещущее звездами, а для нас да просветит она очи сердца нашего. Таким образом прообраз с истиной и истина с прообразом сходны.

Авраам, всегда готовый к принятию странников, верный Богу, усердный и скорый к услугам, видел святую Троицу в прообразе: странноприимство свое украшал он благочестием, принимая Трех, Одному же поклоняясь, храня разделение лиц, нарицал одного Господа, почитая в Трех одну власть. Ибо в нем не учение действовало, но благодать, и он лучше верил, будучи не научен, нежели мы наученные. Ибо никто не допускал обмана в прообразе истины и потому Авраам, видя Трех, почитал Единого. Берет три меры чистой муки, закладывает одного тельца, уверяя себя, что дар, принесенный Трем, есть единая жертва. Ибо читая о четырех царях в книге Бытия, кто не понимает, что Авраам знамением прообраза страстей Господних покорил себе как вещественные стихии, так и все земное? Был он верен на войне, умерен в победе и желал обогатить себя дарами Божескими больше, нежели человеческими.

Авраам верил, что и в старости может у него родиться сын, не усомнился принести в жертву сына своего; не трепетала в нем отеческая любовь; ибо рука его подкрепляема была благочестием. Уверяя себя, что сын его будет приятная жертва Богу, приводит его на заклание, не удерживается от того взаимными восклицаниями: отче, и чадо! Приятны ему были эти восклицания, но приятнее повеление Бога. Итак, хотя и сострадали сердца, но желание не прекращалось. Отеческой рукой принял меч для казни сына и боялся, чтобы не ошибиться при ударе, чувствовал любовь, но не оставлял благочестивого своего дела. Спешил проявить послушание и в самое то время, когда слышал Божеский глас. Почему и мы должны предпочитать Бога всем, кого любим — предпочитать отцу, братьям, матери, чтобы Он сохранил нам любезных наших, как видим в Аврааме.

Отец принес сына в жертву, но Бог умилостивляется не кровью, а почтением и страхом к Нему. Вместо человека Бог показал овна, чтобы сына возвратить отцу и чтобы жрец не лишен был жертвоприношения. Итак, Авраам не окровавил свои руки, и Богу жертва принесена. Повинуясь Божескому голосу, охотно переменил человека на овна. И это все является знаком сколь благоговейно было его жертвоприношение. Почему когда и ты приносишь Богу дар, не теряешь его. Но мы скупостью ослеплены. Бог единородного Сына Своего предал за нас на смерть, а мы жалеем своих детей. Авраам познал то таинство, что спасение наше совершится на дереве.

Therefore, let us imitate the piety of Abraham, let us imitate the kindness and purity of Isaac. Truly, the latter husband was kind-hearted, zealous for God and chaste towards his wife, he did not avenge his offenses, but yielded more and gave his love and friendliness to the repentant, avoided quarrels and was easily inclined to forgiveness.

Let us also imitate in James the sign of Christ, that our deeds may be somewhat like his. Jacob obeyed his mother, yielded to his brother, served his father-in-law, and demanded a reward for his labors, not from the flock itself, but from its offspring. The ladder, reaching from earth to heaven, foreshadowed that through Christ's cross angels and men would be united. He injured the composition of Jacob's thigh when he wrestled with Him (Genesis 32:25), so that he might know his heir, and the injury of the hip would foreshadow the misfortune and suffering of the same heir.

Why is heaven open to virtue? Many, it is written, will come from the east and the west, and will sit down with Abraham, Isaac, and Jacob in the kingdom of heaven (Matthew 8:11), enjoying eternal rest without any confusion of soul. Let us follow Abraham with our rights, so that he may receive us into his bosom, like Lazarus, adorned with meekness and other virtues. We can be heirs of the holy forefather not in body, but in our good deeds. The Apostle says: Do not be deceived: God is not mocked.

From this we see what a great sacrilege it is not to believe in the resurrection, for if we are not resurrected, it follows that Christ died in vain, consequently, Christ did not rise from the dead, if He did not rise for us, then, consequently, He never rose again, having no need of resurrection. The world was resurrected in Him, the heavens were resurrected, the earth was resurrected. For the heavens shall be new, and the earth shall be new. Was the resurrection necessary for Him Himself, when mortal bonds did not hold Him? Although He died as a man, He was free in hell itself.

Do you want to know how free you are? For the Lord knows, it is written, the way of the righteous, but the way of the wicked will perish. (Psalm 86:6.) And of course, He was free Who could raise Himself up, as it is written: destroy this temple, and I will raise it up in three days. (John 2:19.) Of course, he who descended to redeem others is free. Having become like a man, not a species, but a truth, and who can know this man? But He humbled Himself, taking the form of a servant, becoming like men, and becoming like a man in appearance; humbled Himself, being obedient even unto death, even the death of the cross; (Phil 2:7–8.) so that through this obedience we may see His glory, the glory as the Only-begotten of the Father. (John 1:14.) And this is said so that in Christ both the glory of the only-begotten and the nature of the perfect man may be observed.

Thus, the creator of light did not require a helper in redemption. Not a messenger or a messenger, but the Lord Himself will save Him. For He spoke, and it was done; (Psalm 32:9.) The Lord Himself saved Him: who is His helper, when all things stand by Him? (Col. 1:17.) Who is His helper, when He does all things in the twinkling of an eye and raises the dead at the last trumpet? It is written at the last trumpet, and not at the first, second or third, and this is in order to preserve order.

It is time for us to mention the kind of trumpets; for our word is already coming to an end, so that the sign of this end may also be the trumpet. St. John in his Apocalypse mentions seven trumpets taken by seven angels. And the seventh angel sounded, and loud voices were heard in heaven, saying, The kingdom of peace has become the kingdom of our Lord and His Christ, and shall reign forever and ever. (Revelation 11:13.) The trumpet is also taken for a voice, for it is written: After these things I looked, and behold, the door was opened in heaven, and the former voice, which I heard as the sound of a trumpet, speaking to me, said, "Come up here, and I will show you what must happen after this." (Revelation 4:1.) We also read: Blow the trumpet on the New Moon. (Psalm 80:4.) And in another place: Praise Him with the sound of the trumpet. (Psalm 150:3)