Слово о надежде воскресения

Непочтительно мы делаем в рассуждении памяти тех, коих потере сожалеем: ибо лучше хотим предать их забвению, нежели утешиться; лучше хотим вспоминать с ужасом и воздыханием, нежели с приятностью и удовольствием. Когда мы стремимся вспоминать тех, коих воображение должно быть усладительно: то тем самым доказываем, что мы отчаяваемся паче, нежели благонадежны есмы о делах умерших, и как бы почитаем их осужденными паче, нежели к бессмертию преселившимися. Но, говоришь ты, лишились мы, кого любили. Сие не с самим ли миром и стихиями нам общее есть, ибо поверенное на время, удержать навеки не можем. Самое небо не всегда сияет блистающими звездами, коими украшается как бы некиими коронами. Не всегда блистает восхождением света и багрянеет лучами солнечными, но непременно приятное сие лицо мира покрывается ночной темнотой. Что приятнее света? Что любезнее солнца? Но хотя они и каждый день скрываются от наших очей, однако, мы не сожалеем о захождении их: ибо надеемся возвращения их. Сие научает тебя иметь терпение в собственных твоих переменах. Когда не скорбишь о потере вышних, почто сетуешь о лишении человеческом? Однако сожаление да будет растворено терпением, в несчастии надлежит хранить умеренность, равно как и в счастии. Когда нелепо есть безмерно радоваться, то прилично ли безмерно плакать? Итак, нет причины бояться смерти и соболезновать о ней, когда жизнь, взятая от природы, обратно ей возвращается, или иждивается на должность, до коей надлежит вера и добродетель: ибо никто сам себе не желал, дабы так пребыл. О Иоанне говорили, что обещано ему бессмертие, но сего ему не дано. Слова понимаем, мнения же от них производим сами. Сам Иоанн признается, что не обещано ему не умереть, дабы пример сей не послужил другому к тщетной надежде. Когда желать одного есть дозволенная надежда, кольми паче дерзновенно есть безмерно сожалеть о приключении обыкновенном. Надежда воскресения утверждается всеобщим примером и свидетельством события: ибо многие воскресли. Разумом: ибо как вся наша жизнь состоит в сообществе тела и души, воскресение же будет награждением за добрые дела, или казнью за нечестивые, то нужно есть воскреснути телу, коего дела вместе судимы будут. И как душа предстанет без тела суду, когда надлежит дать ответ за себя и за тело? Воскресение обещано всем, но для того с трудом ему верят, что оно не наша заслуга, но Божий дар есть. Надежду воскресения утверждает сам мир, состояние вещей, порядок родов следующих один за другим, знаки рождения и смерти, перемена дня и ночи, следующих каждый день одно за другим. Сама земля не могла бы давать своих плодов, если бы влажность, вынимаемая жаром солнечным, по Божескому распоряжению, не восстановляема была ночной росой. Что скажу о плодах? Не умирают ли они, когда падают, и не воскресают ли, когда паки возрастают? Что посеяно, то воскресает, и что умерло, то восстает и преображается в те же роды и виды. Как земля возвращает свои плоды, так и наша природа подражает тому же виду воскресения. Почто сомневаешься, аки бы тело от тела не может воскреснуть? Сеется зерно, и восстает зерно, падает яблоко, яблоко же и воскресает, зерно украшается цветом и облекается кожей: подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в безсмертие (1 Кор.15:53). Цвет воскресения есть бессмертие и нетление, ибо что вожделеннее быть может вечного покоя и безопасности? Эти плоды суть многоразличны, коими человеческая природа изобилует по смерти. Перестань сомневаться, что залог рода человеческого вера поручает земле, которая порученные себе семена с избытком возвращает, и залог также рода человеческого не удержит у себя. Деревья возрастают от семени положенного, и воскрешают ожившим плодородием своим согнившие плоды, давая им прежний вид, и сие перерождение продолжается многие годы, долговременностью своей побеждает века. Согнивает ягода, восстает ветвь, посаждается ветвь, рождается дерево. Или восстановления только деревьев Божеское провидение касается, о людях же несть никакого попечения? Когда Бог не попускает погибать тому, что дал к употреблению человеческому, то попустит ли погибнуть человеку, созданному по образу Его? Не невероятно тебе кажется, чтобы мертвые оживали. Безумие, ты еже сееши не оживет, аще не умрет, всякий сухой плод, посеянный, воскресает. Кто усомнится, читая в Данииле пророке эти слова: и в то время спасутся людие твои вси, обретшиися вписани в книзе, и мнози от спящих в земней персти встанут, сии в жизнь вечную, а овии во укоризну и в стыдение вечное (Дан.12:1 и след.). И смыслящие просветятся, аки светлость тверди, и от праведных мнозих, аки звезды во веки. Изрядно пророк сказал: «Многи от спящих», дабы через то ты познал, что смерть не есть вечная, но уподобляется сну на время определенному. Через сие показывается также, что будущая по смерти жизнь лучше той, которую мы прежде смерти препровождаем в скорбях и болезнях, ибо та сравнится со звездами, а сия с горестями и печалями соединена. Показывает тебе Господь во Евангелии каким образом воскреснем, ибо не одного Лазаря воскресил, но веру всех. Когда ты читая веришь, то и мысль твоя, которая была мертва, в Лазаре оном оживает. Что Господь, прийдя ко гробу, велиим гласом возопил: «Лазаре, гряди вон!», сие учинил Он для того, дабы показать образ и пример будущего воскресения. Для чего возопил гласом, когда мог действовать духом, когда мог повелеть молча? Конечно, для того, чтобы показать написанное: вскоре, во мгновении ока, в последнем труде: вострубит бо, и мертвые востанут нетлении. Понеже труба издает свой звук от возношения гласа. И возопил: «Лазаре, гряди вон!» Для чего также придается имя? Конечно, для того, дабы один воставший не принят был за другого, или бы воскресение не показалось бы случайным, а не по повелению происшедшим. Когда сие тебе удивительно, то познай, Кто сие повелел, да перестанешь удивляться. Иисус Христос, Божия сила, жизнь, свет, воскресение мертвых: сила восставила лежащего, жизнь подала хождение, свет прогнал тьму, возвратил зрение, воскресение же даровало жизнь. Но не один сей пример показал Иисус Христос: воскресил и других, дабы мы видя многочисленные примеры, уверовали. Воскресил юношу, убежден будучи плачем вдовы матери: приступль коснуся во одре и рече: юноше, тебе глаголю, востани. И седе мертвый, и начат глаголати (Лк.7:14–15). Как скоро услышал, тотчас сел и начал говорить, яко иная сила есть благодати и иной порядок природы. Конечно, душа от земного тела его преселится к вышним, и будет Господу воспевать хвалы, как читаем в Апокалипсисе: велия и дивна дела Твоя, Господи Боже Вседержителю: праведни и истинни путие Твои, Царю святых: кто не убоится Тебе, Господи, и прославит имя Твое, яко един преподобен еси: яко вси языцы приидут, и поклонятся пред Тобою (15:4). Аминь.

Публикуется по книге: «Вечные загробные тайны» — М.: Аксиос, 2002:сс. 203–207

Слово о том, как должно сретать день Рождества Христова

Вам известно, сколь велика радость, и сколь многочисленно бывает собрание народа в тот день, когда празднуют рождение царя земного. Как вожди и начальники, так все воины, облекшись в шелковые одежды, препоясавшись дорогими, златом сияющими, поясами, спешат тогда в блистательнейшем великолепии предстать пред лице царя своего. Ибо они знают, что радость царя увеличится, когда он увидит особенную красоту их убранства, и что он тем большему предастся веселию, чем больше они покажут усердия во время торжества его (царь, как человек, не зрит на сердце, и судит о расположении к себе по одной внешности: и потому, кто более любит царя, тот и одевается тогда в светлейшие одежды). Сверх сего, поелику они знают, что царь в день рождения своего бывает щедр, — и раздает весьма много милостей или вельможам своим, или тем, кои в доме его почитаются людьми низкими и презренными; то предварительно стараются наполнить сокровищницы его различным богатством, дабы он, желая раздавать милости, мог раздавать их щедро, так чтобы скорее истощилось в нем желание к раздаянию милостей, нежели оскудело его богатство. Все это они делают с усердием, потому что и сами надеются получить за то великую награду.

Братия! если сыны века сего, ради временной чести, встречают с таким приготовлением день рождения земного царя своего, то как должны мы сретать день рождения вечного Царя нашего Иисуса Христа, который за наше к Нему усердие наградит нас не временною, но вечною славою, и сподобит нас чести не земного начальства, переходящего к преемнику, но небесного царства, которое не имеет прееминика? Каково же будет нам воздаяние, о сем говорит пророк: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (Ис. 64:4; 1 Кор. 2:9).

Какими же одеждами мы должны украсить себя? Я говорю: себя, т. е. души наши: поелику Царь наш Христос не требует великолепия одежд, по приверженности души; не смотрит на украшение тела, но зрит на сердце служащих Ему, не дивится блеску тленного пояса, коим препоясуются чресла, но восхищается непреодолимым целомудрием, которое связует стыдом вожделения. Итак, потщимся явиться пред Ним искусными в вере, облеченными милосердием, благоустроенными в образе нашей жизни: кто искреннее любит Христа, пусть светлее украсит себя соблюдением Его заповедей, дабы Он видел, что мы истинно в Него веруем, являясь в таком великолепии во. время торжества Его и тем больше бы радовался, чем более зрел бы в нас чистоты духовной. Уцеломудрим же заранее сердца наши, очистим совесть, освятим дух, и в чистоте и непорочности станем сретать пришествие всесвятого Господа, дабы день рождения Того, Кто родился от пречистой Девы, празднуем был непорочпыми Его рабами. Кто ж является в оный день нечистым и оскверненным, тот не чтит Рождества Христова, — тот хотя телом и присутствует при торжестве Господнем, но духом своим далек от Спасителя. Ибо нечистый не может иметь общения со святым, скупой с милосердым, растленный с девственным, и если он — недостойный вступает в такое общение, то тем большее причиняет оскорбление, потому что не знает самого себя. Желая казаться усердным, он на самом деле является дерзким, как тот, упоминаемый в евангелии, человек, который, будучи зван на брачный пир, осмелился войти в собрание святых, не одевшись в брачную одежду, и между тем, как иной сиял тут правдою, другой блистал верою, третий светил целомудрием, он один, имея нечистую совесть, при сиянии всех, возбуждал только отвращение ужасным своим трепетом. И чем более блистала святость возлежавших тут праведников, тем очевиднее была скверна грешника, который, может быть, не произвел бы такого отвращения, если бы не явился в сонме святых. Потому слуги царевы, связав ему руки и ноги, ввергли его во тьму кромешную, не только за то, что он был грешник, но и за то, что, будучи грешником, присвоил себе награду, определенную святости (Мф. 22:11–13).

Итак, сретая день рождества Господа нашего, очистим себя, братия, от всякой скверны грехов, наполним сокровищницы Его различными дарами, дабы в тот святый день было чем утешить странников, облегчить скорби вдовиц и одеть нищих. Ибо хорошо ли будет, если в одном и том же доме, между рабами одного господина иной будет веселиться, нося шелковые одежды, а другой унывать, ходя в рубище, тот пресыщаться пищею, а сей терпеть голод и холод? и какое будет действие нашей молитвы, когда мы просим избавить нас от лукавого, а сами не хочем быть милостивы к своим братиям? Будем подражать Господу нашему. Если Ему угодно было сделать бедных, вместе с нами, участниками небесной благодати; то почему же им не участвовать с нами же в земном богатстве? братья по таинствам не должны быть чуждыми друг другу по имуществу: мы вернее приобретаем чрез то ходатаев за себя пред Господом, когда своим иждивением питаем тех, кои приносят благодарение Богу. Бедный, благословляя Господа, оказывает пользу тому, при содействии коего благословляется Господь. Ибо как писание говорит: горе человеку тому, чрез которого имя Господа хулится; мир человеку тому, чрез которого благословляется имя Господа Спасителя нашего. Заслуга благотворителя такова, что он в доме своем оказывает милость один, а в церкви устами многих умоляет Господа, и чего сам бы не осмелился иногда просить у Бога, то, по ходатайству многих, получает неожиданно. Прославляя таковое вспомоществование наше блаженный апостол говорит: дабы за дарованное нам по ходатайству многих многие возблагодарили за нас (2 Кор. 1:11); и в другом месте: да будет приношение благоприятно и освящено Духом Святым (Рим. 15:16)! Аминь.

Текст приводится по изданию: «Избранные проповеди святых отцов Церкви и современных проповедников», Благовест, б/г. Репринт с «Сборникъ проповjьдническихъ образцовъ (проповjьди свято–отеческiя и церковно–отечественныя). Въ двухъ частяхъ. Составилъ преподаватель Донской Духовной Семинарiи Платонъ Дударевъ. Второе изданiе, исправленное и дополненное. С. — Петербургъ. Изданiе И.Л. Тузова, Гостиный дворъ, 45:1912.» c.213–216

Слово обличительное по случаю затменія луны.

Вы сами видите, братія, что я, смиренный, не престаю со всемъ тщаніемъ и усердіемъ трудиться у васъ, чтобы обратить васъ къ добродетельной жизни. Но чемъ более я подвизаюсь, темъ более вы приводите меня въ смущеніе. Ибо когда я вижу, что вы, при столь многихъ моихъ увещаніяхъ, не делаете никакихъ успеховъ; то трудъ мой служитъ мне не къ радости, а къ стыду. Блаженный Апостолъ говоритъ: кто насаждаетъ виноградъ, и отъ плода его не ястъ? или кто пасетъ стадо, и отъ млека стада не ястъ (1 Кор. 9:1)? Вотъ я пасу стадо Христово и не могу, при всемъ усиліи, взять плода отъ стада; пасу стадо Господне, и не получаю отъ него никакой пищи благочестія. Потому что оно (стадо) не веселитъ меня сладостію своей веры; но чтó отъ него происходитъ, то грубо и горько. Пастырь стада Христова тогда вкушаетъ млеко отъ стада, когда увеселяется чистотою добрыхъ его делъ. Но кто не оскорбится вами, братія (не о всехъ впрочемъ говорю; ибо между вами есть и такіе, которымъ вы должны подражать въ благочестіи), кто, говорю, не оскорбится, когда вы такъ забываете о своемъ спасеніи, что грешите даже при свидетельстве неба? Ибо за несколько дней предъ симъ, когда я обличалъ васъ въ сребролюбіи, въ тотъ самый день вечеромъ поднялся такой вопль въ народе, что безчиніе его доходило до неба. Когда я спросилъ, что значилъ такой шумъ? — мне отвечали, что вы своимъ крикомъ хотели помочь изнемогающей луне, и своими воплями думали восполнить ея недостатокъ. Я разсмеялся и удивился той суетности, что вы, благочестивые Христіане, какъ–бы помогали Богу. Вы вопили какъ–бы для того, чтобы Онъ, при вашемъ молчаніи, не потерялъ светила, какъ будто Онъ немощенъ и слабъ, и безъ помощи вашихъ воплей не можетъ сохранитъ светилъ, Имъ сотворенныхъ. И такъ, хорошо вы делаете, что утешаете Бога, чтобы Онъ, при вашей помощи, могъ управлять небомъ. Но если вы хотите делать сіе удовлетворительнее, то должны бодрствовать всякую ночь. Ибо сколько разъ во время вашего сна луна страдала, и однакожъ не упала съ неба? Не терпитъ ли она всякой вечеръ некотораго ущерба? Не затмевается ли она и самымъ днемъ? Но у васъ обыкновенно она затмевается вечеромъ, когда у васъ отъ обильнаго ужина разширяется чрево, и отъ многопитія бываеть въ движеніи голова. И такъ луна страждетъ у васъ тогда, когда вы страждете отъ вина. Тогда, говорю, у васъ помрачается кругъ луны, когда отъ питія помрачаются и глаза. Какъ же ты, упоенный, можешь видеть, что делается на небе съ луною, ты, который не видишь, что делается на земле около тебя? Истинно то, что говоритъ Писаніе : безумный яко луна изменяется (Сир. 27:11). Потому что ты изменяешься, подобно луне, когда ты, бывъ Христіаниномъ, по глупости и безумію начинаешь быть святотатцемъ. Ибо тотъ святотатецъ предъ Творцемъ, кто приписываетъ Ему немощь твари. Ты изменяешься, какъ луна, когда, прежде сіявъ благочестіемъ, теперь помрачаешь себя вероломствомъ. Ты изменяешься, подобно луне, когда голова твоя такъ оскудеваетъ въ премудрости, какъ луна въ свете, и умъ твой покрывается глубокимъ мракомъ. О если бы ты, безумный, переменился, подобно луне! Ибо она скоро опять приходитъ въ свою полноту; а ты и медленно не обращаешься къ премудрости. Она скоро возвращаетъ светъ, котораго лишилась; а ты и медленно не воспріемлешь веры, которую ты оставилъ. И такъ твое измененіе плачевнее луннаго. Луна терпитъ недостатокъ въ свете, а ты — въ спасеніи. Посему, какъ хорошо сказано о мудромъ: и пребудетъ съ солнцемъ (Псал 71:8)! Ибо мудрый пребываетъ съ солнцемъ, когда онъ, сохраняя постоянство въ вере, пребываетъ со Спасителемъ.

Но скажетъ кто нибудь: ужели луна не страждетъ? Страждетъ, сего мы не отвергаемъ: по она страждетъ съ прочими тварями, какъ говоритъ Апостолъ: яко вся тварь совоздыхаетъ и соболезнуетъ даже до ныне (Римл. 8:22); и выше: яко и сама тварь освободится отъ работы истленія (Римл. 8:21). Освободится, сказалъ, отъ работы: и такъ ты видишь, луна не упражняется въ песняхъ, а страждетъ отъ повиновенія; не страждетъ отъ опасностей, а отъ послушанія; страждетъ не для того, чтобы погибнуть, а для того, чтобы служить. Суете бо тварь повинуся неволею (Римл. 8:20). Следовательно луна изменяетъ свое положеніе не по воле, а ты изменяешь свой мракъ самовольно. Она по самому состоянію своему терпитъ ущербъ, а ты ущербляешься по своей воле.

И такъ я не хочу, чтобы ты подобенъ былъ луне, когда она затмевается; но уподобляйся ей полной и совершенной, какъ написано о праведномъ: яко луна совершена въ векъ, и свидтетель на небеси веренъ (Псал. 88:38).

Печатается по изданію: Святаго Амвросія епископа Медіоланскаго Слово обличительное по случаю затменія луны. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». – 1840 г. – Часть III. – с. 36–41.