Творения

51. Итак, кто пренебрегает или, как лучше стоит в греческом, оскорбляет Духа Святого, тот оскорбляет не человека, а Бога, давшего Духа Святого в святость. Этими словами Бог призывает через веру в святость, и, чтобы освятить верующих, Он дал им Духа Святого. Пока они хранили заповеди Божии, Дух Святой, Которого приняли они, пребывал в них. А когда они стали на скользкий путь порока и впали в нечистоту, то пренебрегли или оскорбили Господа, Который дал им Духа Святого не для того, чтобы они служили нечистоте, но чтобы освящались. Потому совершившие это понесут наказание, как оскорбившие не человека, а Бога. К утверждению в том, что даруемый верующим Дух Святой есть Господь, поучимся изречением того же пророка Исаии, который приводит слова Господа, обращенные к кому–то: «Дух мой есть в тебе, и глаголы мои я дал в уста твои» (Ис. 59:21). Из этих слов видно, что принявший Духа Святого вместе с тем обладает и словами Божиими, т. е. словами ведения и премудрости. И в другом месте того же пророка Бог говорит: Дах дух мой нань (Ис. 42:1). Вложивший в них Духа Святого упоминает, что Моисей был освящен Его десницей: или этот славный муж, носитель тайн Божиих, о котором Иисусу, сыну Наве, Господь сказал: Моисей раб Мой, или закон Его, изложенный в Ветхом Завете, так как, помню, имя Моисей часто ставится вместо слова «закон», как у апостола: Даже до днесь, внегда чтется Моисей (2 Кор. 3:15), или как говорит Авраам мучившемуся богатому: Имут Моисея и пророки (Лк. 16:29). В этих местах ясно под именем Моисея разумеется не вышеупомянутый муж, а закон.

52. Но какая это мышца Божия, ведшая Моисея, если не Господь и Спаситель наш? Ибо Он есть десница Отца, которой Он спасает, и возносит, и творит силу, как в другом месте говорится о Боге: спасе его десница его и мышца святая его (Пс. 97:1), и еще: Десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду, и повем дела Господня (Пс. 117:16). И, без сомнения, из самого места ясно показывается, что слова эти приводятся от лица Господня Человека, которого Единородный Сын Божий благоволил принять от Девы, ибо Он есть десница Божия, как написано в Деяниях апостольских, что Он был от семени Давидова по плоти и родился от Девы по наитию на нее Духа Святого и по осенению ее силою Вышнего. О Нем пророчествовал Давид в Духе, что, воскресши из мертвых, Он взят на небеса, вознесенный десницей Божией. Пишется же там так: Пророк убо сый и ведый, яко клятвою ему Бог, от чресл его по плоти воздвигнути Христа, и посадити Его на престоле его, предвидев глагола о воскресении Христове, яко не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истления. Сего Иисуса воскреси Бог, ему же вси мы есмы свидетели. Десницею убо Божиею вознесеся, и обетование Святаго Духа приемь от Отца, излия сие, еже вы ныне видите и слышите. Не бо Давид взыде на небеса (Деян. 2:30–34). Но никто не сомневается, что вознесенный десницею Божиею и воскресший от ада есть Господь Иисус, как сам Он засвидетельствовал словом Писания. Ибо Сам воскресший от мертвых говорит: «Я уснул и спал, восстал, ибо Господь возбудил меня» (Пс. 3:6).

53. Итак, словом Божиим возвещается, что взятый на небо вознесен был той же, о которой мы сказали выше, десницей Божией, получил обетования Духа Святого от Отца и излил Его на уверовавших, так что на языках всех говорили они величия Божии. Ибо и Господень Человек принял сообщение Духа Святого, как пишется в Евангелиях: Иисус же исполнь Духа Свята возвратися от Иордана (Лк. 4:1), и в другом месте: Возвратися Иисус в силе Духа в Галилею (ст. 14). В отношении к Господню Человеку, который всецело есть Христос, един есть Иисус Сын Божий, мы должны принимать это в смысле благочестия — не так, как бы Он был один и другой, но что об одном и том же говорится как бы о другом по естеству божественному и естеству человеческому, потому что Бог Слово, Единородный Сын Божий, не приемлет ни изменения, ни приращения, поскольку Сам есть полнота всех благ.

54. Достаточно говорили мы о свидетельстве пророка (Исаии) и прочего касаться не будем. Мы знаем, что, как Отец и Сын сообщением Своим соделывают святыми и благими, так и Дух Святой общением Своим делает верующих благими и святыми, и из этого познается, что Он единосущен с Отцом и Сыном. В Псалмах говорится ко Господу: Дух Твой благий наставит мя на землю праву, а мы знаем, что в некоторых списках написано: Дух твой святый. И у Ездры без всякой двусмысленности Дух называется благим. Дух твой благий дал еси, еже научити их (Неем. 9:20). А что Отец освящает, об этом пишет апостол, говоря: Бог же мира да освятит вас всесовершенных (1 Фес. 5:23), и Спаситель говорит: Отче святый, святи их во истину Твою: слово Твое истина есть (Ин. 17:17). Он говорит ясно: «Во Мне (который есть Слово Твое и истина Твоя) святи их верою и общением со Мною». Бог назван благим и в другом месте: Никтоже благ, токмо един Бог (Лк. 18:19). Что Сын освящает, это мы и выше показали, и Павел подтверждает это, говоря: Святяй и освещаемии от единаго вси, под именем освящающего обозначая Христа, а под именем освящаемых — тех, которые могут сказать: Христос бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение (1 Кор. 1:30). Но называется также освящением и Дух. Поэтому и к Нему говорится: «И все освященные под руками Твоими и под Тобою суть». Благ Господь наш Иисус Христос, и от благого Отца рожден, и о Нем читаем: Исповедайтеся Господеви, яко благ. Исповедаться должны все, которые или просят у Него оставления грехов, или воздают благодарение Его милости за дарованные благодеяния. И Дух Святой освящает тех, которых благоволил исполнить, как это показано уже выше, когда мы говорили о том, что Он есть приемлемый и может быть приемлем многими вместе. И теперь, в настоящем свидетельстве Павла, показывается, что Он есть податель освящения, — свидетельстве, где говорится: «Мы же должны всегда благодарить Бога о вас, братие возлюбленные от Господа, что Он избрал вас первенцами во спасение, в освящении Духа Святого и в вере истины» (2 Фес. 2:13). И в этом месте в Духе Святом подразумеваются и дарования Божии, когда с освящением Духа получается равно и вера и истина.

55. Итак, сказанное нами правильно и благочестиво, и согласно с истиной. И, как понятие освящения и благости равно относится и к Отцу и к Сыну и к Духу Святому, так и само наименование Духа. Ибо и Отец называется Духом, как, например: Дух есть Бог (Ин. 4:24), и Сын: Господь, говорит апостол, дух есть (2 Кор. 3:17). Дух же Святой обозначается наименованием Духа Святого не так, как бы по общности только имени Он сопоставлялся с Отцом и Сыном, а потому, что при единстве природы Он имеет и то же имя. А так как слово дух означает многое, то следует кратко указать, каким предметам усвояется это имя. Духом называется и ветер, как, например, у Иезекииля: «А третью часть развеешь на дух» (spiritum), т. е. на ветер (Иез. 5:3). Если захочешь в историческом смысле понимать написанное: Духом бурным сокрушиши корабли Фарисийския (Пс. 47:8), то здесь дух значит не что иное, как ветер. Соломон между прочими дарами получил от Бога и дар узнавать устремления духов, чем указывается не что иное, как знание быстрых движений ветров и причин, производящих эти движения. Духом называется и душа, как в послании Иакова: Якоже тело без духа мертво есть (Иак. 2:26). Очевидно, духом называется здесь не что иное, как душа. В этом же смысле и Стефан душу свою называет духом, говоря: Господи Иисусе, приими дух мой (Деян. 7:59). То же говорится и у Екклезиаста: И кто весть дух сынов человеческих, аще той восходит горе; и дух скотский, аще восходит той долу в землю? (Еккл. 3:21) Следует обратить внимание, называются ли духом и души животных. И, кроме духа в смысле души, говорится, что есть некий иной дух, живущий в человеке; об этом (духе) пишет Павел: Кто весть от человек яже в человеце, точию дух человека живущий в нем (1 Кор. 2:11). Ибо если кто захочет доказывать, что здесь под духом разумеется душа, то кто же был человек, помыслы, и тайны, и сокровенное сердца которого не знал бы человек, а только дух его? Ибо понимать это в отношении к одному телу (без души) нелепо.

56. Если же кто будет обольщать хитрым лжеумствованием, доказывая, что это написано о Святом Духе, то, когда тщательно рассмотрит самые слова, перестанет утверждать ложь. Ибо написано так: Кто бо весть от человека яже в человеце, точию дух человека живущий в нем; такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1 Кор. 2:10). Ибо как иное человек, а иное Бог, так и дух человека, живущий в нем, отличается от Духа Божия, сущего в Боге, — Духа, Который, как мы показали, есть Дух Святой. И в другом месте тот же апостол, отличая Дух Божий от духа нашего, говорит: Самый Дух спослушествует нашему, яко есмы чада Божия (Рим. 8:16), свидетельствуя этим, что Дух Божий, т. е. Дух святой, дает свидетельство духу нашему, который, как мы теперь сказали, есть дух человеческий. И в послании к Фессалоникийцам апостол говорит: Всесовершен ваш дух и душа и тело (1 Фес. 5:23). Ибо, как отличается душа от тела, так отличается и дух от души, которая в своем месте так, собственно, и называется. Об этом духе и молился апостол, чтобы он сохранялся всесовершенным вместе с душою и телом, поскольку невероятно и богохульно думать, будто апостол молился о том, чтобы сохранялся всесовершенным Дух Святой, Который не может принимать ни ущерба, ни приращения. Следовательно, как мы сказали, слово апостольское говорит здесь о духе человеческом.

57. Словом «дух» называются и высшие разумные силы, которые Писание обыкновенно называет ангелами и силами, как, например: Творяй ангелы своя духи (Пс. 103:4), и в другом месте: Не вси ли суть служебнии дуси (Евр. 1:14). Думаю, что в таком же смысле следует понимать и написанное в Деяниях апостольских: Дух Господень восхити Филиппа, и не виде его к тому каженик (Деян. 8:39), т. е. ангел Господень, восхитивши Филиппа, перенес его на другое место. Также и другие разумные твари, собственной волей уклонившиеся от добра ко злу, называются духами злобы и нечистыми, как, например: Егда же нечистый дух изыдет от человека, и далее: поймет с собою седмь иных духов, лютейших себе (Мф. 12:43). В Евангелиях называются духами и демоны. Но при этом следует заметить, что никогда нечистый дух не обозначается просто словом «дух», но с каким–то эпитетом, например: дух нечистый, дух демона; а духи чистые просто называются духами без всякого эпитета.

58. Следует также иметь в виду, что имя «дух» обозначает и волю человека, и душевные расположения. Апостол, желая, чтобы девственница была свята не только делами, но и умом, т. е. не только телом, но и во внутренних движениях сердца, говорит: Да будет свята и телом и духом (1 Кор. 7:34), обозначая словом дух волю, а под телом разумея дела. Обратим внимание, не то же ли самое означает и написанное у Исаии: И уразумеют заблуждающии духом смысл (Ис. 29:24). Ибо по неправильному суждению принимающие за благо одно вместо другого получат разумение к тому, чтобы исправить свое заблуждение и избрать вместо преступного правое. Смотри, не то же ли самое значит и это: «одна сила духа вашего». Кроме же всего этого, слово дух в Священном Писании обозначает высшее и таинственное разумение Писания, как в следующем месте: Писмя убивает, а дух животворит (2 Кор. 3:6), где апостол под именем буквы разумеет простое буквальное историческое понимание, а под именем духа — священное и духовное. В этом смысле сказано и оное: Мы есмы обрезание, иже духом Богу служим, а не в плоти надеемся (Фил. 3:3). Ибо те, кто не буквою умерщвляют плоть, но духом обрезывают сердце, отсекая все излишнее в нем из плотских привязанностей родства и дружбы, те истинно обрезаны духом, в тайне иудеи, по истине же израильтяне, в них же лести несть. Они, перешедши тени и образы Ветхого Завета, как истинные поклонники, поклоняются Отцу духом и истиною: духом, ибо переступили за телесное и дольное; истиною, ибо, оставив образы и тени и внешнее, достигли самой истины и, как мы сказали, презирая дольную и телесную простоту буквы, достигли духовного ведения закона.

59. Вот что мимоходом, по силам ума нашего, отметили мы касательно слова «дух», надеясь в свое время, если Христос благоизволит, подробнее рассуждать о значении каждого наименования. Иногда духом называется и Господь наш Иисус Христос, т. е. Сын Божий, как, например, что мы приводили уже и выше: Господь же дух есть, а также называется духом и Бог Отец: Дух есть Бог (Ин. 4:24); называются духом не по общности только имени, но по единству природы и сущности. Иногда предметы различного свойства называются одним именем, и таковые называются омонимы, но предметы одного свойства, названия и природы, по принятому у диалектиков способу выражения, называются синонимы. Потому и слово дух, как и другие прилагаемые к Троице эпитеты, есть синоним, подобно тому как слова святой, благий и другие подобные, о которых упоминали мы несколько выше.

60. Далее, так как название духа в Писаниях часто относится к божественному, то мы должны остерегаться, как бы нам не преткнуться об это имя, но должны понимать его сообразно со смыслом различных мест. Так, со всяким тщанием и осторожностью исследуя слово дух, в каком смысле оно поставлено в том или другом месте, мы должны разрушать софизмы и хитрые умствования тех, кто уверяют, что Дух Святой есть тварь. Ибо, читая у пророка: Се Аз утверждаяй гром и созидай дух (Ам. 4:12), не понимая сложной речи этого места, думали, что этим словом обозначается Дух Святой, тогда как имя дух здесь означает ветер. Также слыша, что у пророка Захарии Господь сказал, что Он творит дух человека в нем, полагали, что и в этом месте говорится о Духе Святом, не замечая, что название духа означает здесь душу или дух человека (дух, который, как мы сказали, составляет третью составную часть человека). Итак, будем обращать внимание, в каком смысле то или другое сказано, чтобы как–нибудь по неведению не впасть в пропасть заблуждения. Ибо если в других предметах заблуждение, происходящее от тождества названий, приводит заблуждающегося в смущение и стыд, то неправомыслие в предметах высших и божественных ведет к вечному мучению и к аду, особенно если однажды погрешивший не захочет одуматься, но бесстыдно будет защищать свое заблуждение.

61. По обширности книги следовало бы и закончить речь, но против сказанного выше представляют возражение, которое прежде я опустил, чтобы оно не прерывало последовательности речи и чтобы среди благочестивого размышления не вносить нечестивого препирательства, — возражение, на которое я считаю необходимым ответить, предоставляя воле читателя судить о нем. Когда мы выше рассуждали о том, что душу или ум человека никакая тварь не может исполнять своим существом, кроме одной Троицы, так как от тварей душа исполняется только по влиянию, по обольщению воли или по возбуждению к добродетели, то возникло возражение, как бы опровергающее эту мысль, что и сотворенная природа, каков сатана, по свидетельству Писания, входит в некоторых и исполняет сердце их. Так тому, который, представив остальное, часть цены от проданного поля удержал себе, апостолом Петром сказано: Анание, почто исполни сатана сердце твое? (Деян. 5:3) И об Иуде Сам Спаситель говорит, что вошел в него сатана. На последнее ответим после, а теперь скажем касательно написанного: Почто исполни сатана сердце твое? Каким образом сатана исполняет ум или сердце чье–либо? Исполняет, не входя в него и в дух его и, так сказать, не вступая во внутренность сердца, ибо это возможно одной Троице; но, как некий хитрый, злой, лживый и коварный обольститель, он вносит в них или в душу человеческую злые наклонности, внушая помыслы и поползновения к порокам, которыми исполнен сам. Так, о волхве Елиме говорится, что он, злой и развращенный в самом существе своем, исполненный всякой лести и злобы, есть сын диавола, что отец его — сатана — это расположение его от привычки к порокам обратил в природу. Поэтому и апостол Павел, обличая и укоряя его, говорит: О, исполненне веяния льсти и всякия злобы сыне диаволь, враже всякия правды (Деян. 13:10). Ибо, принимая на себя различные виды и хитрости, он употреблял всяческие лживые обольщения и называется сыном диавола, потому что диавол исполнял все существо его ложью и нечестием и всякою злобою и настолько опутал и поработил его, что как будто сатана исполнил душу его и вселился в пего, сделав из него слугу и орудие для всех своих коварных козней.

62. А касательно второго представленного нами свидетельства, что в Иуду вошел сатана, нужно сказать следующее. Диавол, по некоторым наклонностям и признакам деятельности заметив, к каким порокам наиболее склонно сердце Иуды, узнал, что он доступен приманкам сребролюбия, и, открыв доступ к его страсти, внушил ему помысел, как получить обольстительные для него деньги, из–за корысти сделаться предателем учителя и Господа своего, променяв любовь на деньги и приняв от фарисеев и иудеев мзду за свое преступление. Этот помысел и дал сатане возможность, вошедши в сердце его, исполнить его нечестивейшим намерением. Следовательно, сатана вошел в него не по существу, а по действию, потому что входить в кого–либо может только природа несотворенная, которая приемлется многими, а диавол не есть восприемлем, по существу он есть не творец, а тварь, почему, как изменяемый, он пал из состояния святости и добродетели. Мы выше говорили, что восприемлемое, т. е. то, что воспринимается приобщением, есть нетленно и неизменно, а следовательно, и вечно, а то, что может изменяться, сотворено и имеет начало, и что нетленное и в отношении к прошедшему, и в отношении к будущему вечно. Таким образом, не сообщением природы или существа (как думают некоторые) диавол исполняет кого–либо или делается его обитателем, но в человеке, исполненном им, как бы живет своей лживостью, своими обольщениями и злобой. Этой лживостью он вошел и в старцев, которые в отношении к Сусанне изменили любовь на жестокость, вошел, исполнив душу их огнем страсти и поздней похотью старости. Ибо написано: Приидоша оба старцы полные беззаконного помышления (Дан. 13:28). Этими кознями исполнил он и весь народ иудейский, как о нем говорит пророк: Увы, язык грешный, людие исполнении грехов, семя лукавое, сынове беззакония (Ис. 1:4). Диавол и сыны его названы здесь лукавыми по причине порочности и полноты грехов. Если же диавол по сообщению природы не воспринимается и теми, которые в Писании называются его сынами (поскольку, как об этом мы много говорили, это невозможно для тварей), то и никто другой не может воспринимать диавола общением сущности его, а только восприятием его лукавой воли. Мы говорили, что и влияния и возбуждения не только к доброму, но и к дурному возможны и у тварей; входить же в самую природу и сущность другим возможно только Троице.

63. Достаточно, думаю, сказано на предложенное возражение.

Жалкие и достойные сожаления, не разумеющие того, что о бестелесном и невидимом нельзя рассуждать как о телесном и видимом! Быть братом или дядею, внуком или сыном — это имена телесные, слова слабости человеческой. Троицы же чужды все эти названия, и когда Она нисходит до некоторых из них, то Она нашими именами и несоответственными словами не выражает своей природы. Поэтому как святое Писание не говорит более о Троице, кроме того, что Бог есть Отец Спасителя и Сын рожден от Отца, то об этом только мы и должны рассуждать, и, так как доказано, что Дух Святой есть несотворен, разумевать из этого, что, не сотворенный по существу, Он есть истинно един Отцом и Сыном.