The Works of the Ancient Ascetic Fathers
97. Мзда и дарове ослепляют очи премудрых (Сир. 20, 29); кто приемлет их, чтобы поступить несправедливо, тот не является истинным подвижником[928].
98. Предел поста монаха — отшествие из жизни сей. Поэтому не оставляй поста, [монаше,] до кончины своей.
99. Нет пределов и молитве монаха: добре славить Бога во всякое время[929].
100. Подвижник, бранящий монахов, лишается чести у Бога и презирается людьми.
101. Монах, который во время гнева не властвует над собственным языком, не может быть владыкой и над страстями своими[930].
102. Монах, распаленный гневом, [не только] губит душу свою, но и поражает острыми стрелами ближних своих.
103. Горе тому монаху, который оправдывает себя перед людьми; отвратительным становится он пред [лицем] Божиим.
104. Монах ленивый радеет лишь о словах суетных, а поэтому и речь его лжива.
105. Пылкий монах впадает в искушения; монах же кроткий [всегда] укрощает гнев [свой][931].
106. Уповающий на силу свою — падет, а уповающий на Господа — спасется.
107. Несчастен тот монах, который презирает ближнего как грешника; монах же, ценящий ближнего паче [себя], будет возвеличен [Господом].
108. Кроткий монах будет возвеличен [Господом] и восхвален [Им] пред взором сильных [мира сего][932].
109. Еще до искушения вооружи себя, монаше, для духовной брани, чтобы, когда это искушение наступит, явить себя испытанным [воином].
110. Не стяжай богатства[933] и не утучняй плоть свою, монаше, ибо тесный и узкий путь (Мф. 7, 14) не приемлет ни того ни другого[934].
111. Став учеником [апостола] Павла, говори вместе с ним: все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа (Флп. 3, 8)[935].
112. Наслаждение, разгоряченное опьянением, становится огнем, палящим во внутренностях монаха.
113. Христос — Источник неиссякаемый[936]; черпающий из Него гасит [в себе] зловонное пламя [грехов].
114. Обладание богатством и тучность плоти, отягощенной опьянением, не допускает [человека] к вратам небесным. Поэтому не доверяйся им, монаше, чтобы мог ты сказать [Богу]: прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6, 12)[937].
115. Монах нерадивый погибнет, пораженный [лукавыми] помыслами, подобно тому как гибнет семя злака, заглушенное тернием (Мк. 4, 7).
116. Слова лукавые не должны исходить из уст монаха, ибо виноградная лоза не плодоносит тернии[938].
117. Из уст его должны исходить слова, сладчайшие для ближнего, ибо мед не имеет горечи[939].