The Works of the Ancient Ascetic Fathers
10. Доброта[197] порождает чистоту [сердечную], а развлечение рождает страсти. Жестокосердие же является родителем гнева.
11. Подвижничество души состоит в ненависти к развлечению, а подвижничество тела — в нужде[198].
12. Любовь к развлечению есть падение души; исправляется же она безмолвием вкупе с ведением[199].
13. Пресыщение сном производит в теле возмущение страстей, а умеренное бдение есть спасение сердца. Многий сон утучняет сердце, а доброе бдение утончает его. Многий сон омрачает душу, а умеренное бдение просвещает ее. Однако вкушающий благой сон в молчании и в ведении превыше того, кто бдит, предаваясь суесловию[200].
14. Сокрушение [сердечное] мирно изгоняет все пороки[201], а отсутствие желания бичевать совесть ближнего порождает смиренномудрие.
15. Слава человеческая исподволь рождает гордыню, а любовь к похвальбе изгоняет ведение.
16. Воздержание чрева смиряет страсти; желание же яств возжигает их неутолимость.
17. Украшение тела есть гибель души, но благом является попечение о нем из‑за страха Божиего[202].
18. Внимание к судам Божиим[203] рождает в душе страх Божий; попирание же [собственной] совести изгоняет из сердца добродетели[204].
19. Любовь к Богу освобождает из [греховного] плена, а отсутствие страха [Божиего] усугубляет его.
20. Хранение уст побуждает мысль [стремиться] к Богу, если молчание и сопровождается ведением; многоглаголание же порождает уныние и сумасшествие.
21. Отказ от своей воли ради ближнего свидетельствует о том, что ум зрит добродетели, а утверждение собственной воли за счет ближнего являет неведение[205].
22. Размышление[206] в страхе [Божием] охраняет душу от страстей, а мирские беседы омрачают ее и [удаляют] от добродетелей.
23. Любовь к материи приводит в смятение ум и душу, а отречение от материи возрождает их[207].
24. Молчание при откровении помыслов показывает, что ты ищешь мирских почестей и стремишься к постыдной славе мира [сего]; а тот, кто прямодушно открывает помыслы свои отцам, отгонят прочь эти помыслы от себя[208].
25. Делающий свой труд и не сохраняющий [плоды] его подобен жилищу, не имеющему ни двери, ни окон, — в него свободно проникает любое пресмыкающееся.
26. Как ржавчина съедает железо, так и [инока губит] почесть человеческая, если сердце его доверяется ей.
27. Смиренномудрие предшествует всем добродетелям, а чревоугодие — всем страстям[209].
28 Любовь есть завершение всех добродетелей, а самооправдание — полнота [всех] страстей.
29. Как червь, подтачивая дерево, губит его, так и порок в душе омрачает ее [и удаляет] от добродетелей.
30. Повержение души ниц пред Богом порождает невозмутимое перенесение оскорблений [человеческих], а слезы души спасают ее от всяких почестей человеческих[210].