The Works of the Ancient Ascetic Fathers
18. Внемли, сын мой, и избери себе долю Марии, которая избрала для себя благую часть (Лк. 10, 38–42). Сия же благая часть состоит в том, чтобы верить в Бога, любить внимать Слову Его, подобно Марии, блюсти заповеди Его, быть непоколебимым, любознательным [относительно вещей духовных], носящим крест, незлобивым, непорочным и сильным в брани [духовной][832].
19. Чадо [мое]! Заботься о сердце своем и имей попечение об устах своих[833]. Будь добрым и человеколюбивым и возверзи на Господа печаль твою (Пс. 54, 23)[834].
20. Блюди себя и изнутри, и снаружи, дабы никого не осудить, потому что молящийся обращает свои молитвы к Богу и воспевает Его[835]. Поскольку же молящийся всегда посвящает себя прославлению Бога, то чресла его препоясаны (Лк. 12, 35); он — свещеносец[836], имеет [постоянно] масло в сосудах своих (Мф. 25, 4)[837], крепок силой своей, крепок Богом, борец против диавола, плодоносящий [добрый плод] Богу, имеющий чистое сердце; он — храм Божий, посвященный Святому Духу; дом, основанный на камне (Мф. 7, 25); он — долготерпелив, кроток, благоразумен и преисполнен смирения; имеет скорбь по Богу, но не имеет скорби по миру[838], радуется и веселится в Боге, находясь на великом просторе[839]; он пребывает [всегда] в безмолвии, и это безмолвие окружает его, [словно стена][840]; он забывает заднее и простирается вперед (Флп. 3, 13)[841]; он совлекает с себя ветхого человека и облачается в нового человека (Еф. 4, 22–24), [терпеливо] перенося поношения от человеков; он — древо, приносящее сладкий плод; он — невинный агнец[842]; благоразумен он в отношении блага, правдив и неглуп во всяком деле; в слове своем сохраняет меру, не уклоняясь ни направо ни налево[843]; он есть свет, сияющий и изнутри и снаружи; он есть [семя], посеянное в добрую землю и принесшее плод во сто крат (Мф. 13, 8); он — силен как лев и совершенен во всяком деле.
21. Такова благая часть, которую ты, сын [мой], должен стяжать себе. И не приступай к какомулибо делу без Бога, будь подобен Марии в деле ее.
22. Если ты не можешь стать Марией, то прими на себя труд Марфы. Имей попечение о том, что принадлежит Богу, посвящая себя служению святым.
23. Избери себе дело, в котором пребудешь до конца; возложив руки свои на плуг, не оглядывайся назад (Лк. 9, 62)[844], но следи внимательно за тем, что впереди, восклицая и глаголя [вместе с Давидом]: аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима: дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю (Пс. 131, 4–5).
24. Ибо человек, взыскующий Бога, не успокоится до тех пор, пока Бог не услышит его. Ведь написано: Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и (Пс. 33, 7).
25. Поэтому, если человек нищенствует ради Бога, то [Господь] скоро услышит его[845].
26. Ведь тебе известны [слова]: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее (Мф. 13, 45–46)[846].
27. Если кто‑нибудь скажет: «Нет у меня ничего, что бы я мог продать», ответь ему: «Отрекись от желаний лукавого сердца своего, чтобы купить многоценный камень, то есть Дух Божий. Отрекись от желаний и похотей своих, чтобы мог ты приобрести себе Христа — корень всех благ, как написано: разделю любящим мя имение, и сокровища их исполню благих (Притч. 8, 21); и еще: Лучше есть плодити мене, паче злата и камения драга; мои же плоды лучше сребра избранна (Притч. 8, 19). Стяжай себе разум, ибо написано: мой разум, моя же крепость (Притч. 8, 14)[847] и: разумный в вещех обретатель благих (Притч. 16, 20).
28. Итак, стяжай себе разум и не будь безумным, потому что вся противна (суть) мужеви безумну (Притч. 14, 7)[848]. Ведь муж разумный получает пользу [только] от блага, а его выгода от зла состоит лишь в том, что [сей муж старается] не делать его, поскольку он — «обретатель благих» в делах своих.
29. [Муж] разумный вытягивает невод на берег; он отбирает хороших рыб, [складывая] их в сосуды свои, а худых рыб выбрасывает вон (Мф. 13, 48).
30. Будь разумным в отношении к благу и невинным в отношении ко злу[849]; [знай], что есть некоторые, которые мудры относительно зла, а относительно блага — невинны. Кто же эти мудрецы, ставшие [мудрыми] на лукавство? Они суть те, которые не видят блага и оставляют его, а зло превозносят и шествуют [по жизни всегда] вместе с ним. Поэтому всё, что ты видишь очами своими, употребляй во благо; будь невинным относительно зла, и Бог мира вскоре сокрушит сатану под ногами твоими (Рим. 16, 20)[850]. [Помни], что прилежит помышление человеческое на злая от юности его (Быт. 8, 21).
31. Во всякий час увлекай сердце свое ко благу, заботясь о добре пред лицем Господа и людей, как написано: пленяем всякое помышление в послушание Христу (2 Кор. 10, 5).