Creations and Hymns

2. Поэтому надлежит нам со всем усердием, тщанием и вниманием, со всею бдительностию и многими молитвами, блюстись, чтобы не напасть на какого–либо прелестника или обманщика, или лжеапостола, или лжехриста, но обрести руководителя истиннаго и боголюбиваго, который имел бы внутрь себя Христа и точно знал учение, правила и постановления св. Апостолов и догматы св. отцев, или, лучше сказать, который бы знал волю и тайны самого Владыки и Учителя Апостолов Христа. Такого учителя надлежит нам взыскать и обрести, который сначала слышал бы все это в слове и научился тому со слов, а потом научен был всему таинственно и во истине самим Утешителем Духом чрез деяние и опыт; так что бы и он сподобился услышать от самого Христа Господа, научившаго Апостолов: вам дано есть разумети тайны царствия небеснаго (Мф. 13:11). Если взыщем, конечно и найдем: ибо не неправеден Бог, и не радуется Он о погибели человеческой, но как написано, тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. 3:16). Если Он на смерть предал Сына своего Единороднаго, да мы спасены будем чрез Него, то возможно ли, чтобы, когда мы просим Его послать нам, или лучше, явить нам какого либо истиннаго раба Своего, который поруководил бы нас в деле спасения и научил знать волю Его, возможно ли, говорю, чтобы Он скрыл от нас такого человека и лишил нас чрез то неложнаго руководства? Нет, нет! Это никак невозможно. Сему веровать да научит нас случившееся с сотником Корнилием. Он был муж благоговеин и бояйся Бога со всем домом своим, творяй милостыни многи людем, и моляся Богу всегда. За это сподобился он того, что увидел в видении яве, яко в час девятый дне, Ангела Божия сшедша к нему, и рекша ему: молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога. И ныне посли во Иоппию мужей, и призови Симона нарицаемаго Петра: сей странствует у некоего Симона усмаря, емуже есть дом при мори (Деян. 10:2—6).

Видишь ли, как хорошо я сказал, что надлежит нам употребить все усердие и тщание, чтоб обрести истиннаго ученика Христова? И заметь при–сем, что говорит Писание: Корнилий муж благоговеин и бояйся Бога со всем домом своим. Не себя только одного держал он в страхе Божием, но и всех, живущих в доме его, научил бояться Бога. И сие добро есть и приятно пред Богом (1 Тим. 2:3), да печется всяк не о том одном, что ему собственно полезно, но и о том, что полезно всем, живущим вместе с ним. Таким образом сотник оный, прежде чем научен был Апостолами, уже исполнял заповедь апостольскую, которая повелевает: никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо (1 Кор. 10:24). Творил он также и милостыни многи, и Богу молился день и ночь; и таким образом прежде, чем уверовал, явно исполнял заповедь Господа нашего и Бога, которая повелевает: бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф. 26:41), и еще: просите и дастся вам: ищите и обрящете: толцыте и отверзется вам (Мф. 7:7). Видишь, что делал этот неверующий еще во Христа и почти язычник? Не слышал еще он слова благовестия, а уже усердно исполнял заповеди евангельския, прежде чем научен им был от кого–либо. Просил он посредством благоговеинства, и получил; искал посредством милостыни и нашел; толкал посредством поста и молитвы, и отверзалось ему. Посли, говорит, во Иоппию, и призови Симона нарицаемаго Петра. Се чудный дар! Се дивное облагодетельствование! Иже странствует у некоего Симона усмаря; емуже есть дом при мори. Видишь, как Ангел открыл ему не только имя руководителя, но и имя того, кто странноприял его, даже место дома, в коем он нашел себе пристанище? И это сделал Ангел для того, чтоб Корнилий не обманулся, и не призвал другого кого вместо Петра, и не попал на волка вместо пастыря.

Если и ты хочешь показать себя истинным, верным и избранным учеником Христовым, живи такою же жизнию, делай такия же дела, припадай к Богу в молитвах своих таким же образом, и Он отверзет очи души твоей, чтоб и ты увидел такого человека, как Корнилий увидел Ангела. Подражай хоть неверному ты, провозглашающий себя верным, язычнику и ненаученному ты, именующийся чадом христианства, воспитанный в учении Апостолов и высоко умствующий, когда услышишь глумления невежд. Подражай сотнику ты, пользующийся властию только в доме своем, и всячески попекись исправным явить хоть себя самого, и этих немногих, сущих под тобою и во власти твоей. Если же ты презираешь эти дела, находящияся во власти твоей и в произволении твоем, нерадишь о заповедях Божиих, тебе ведомых, не печешься об исполнении их и не ревнуешь о том, чтоб явить исправным себя самого и тех, кои под властию твоею; то скажи мне, как Бог покажет тебе учителя, который научил бы тебя совершеннейшему и высшему? А если Бог не покажет тебе его, как можешь ты сам найти его, или узнать? Как примешь его без сомнения, как святаго? И как получишь потом (за такое приятие) мзду праведнаго и святаго? Нет, нет! Нельзя сему быть.

Почему и слова их соблюдали, как законы Божии, и мзду получали в меру тех, коих принимали. И ныне, если обретутся где–либо таковые, приемлемые и приемлющие, всеконечно и ныне сии последние приемлют мзду в меру первых.

А тех, которые презирают других, и думая о себе, что они крайне мудры, пребывают в безпечности и нерадении и не просят Бога, как Корнилий и подобные ему, в усердных молитвах, с милостынями и постом, особенно ныне, когда мы все почти, с мальства научаясь у пророков и апостолов воле Божией и всему душеспасительному, думаем, что уже не имеем более ни в чем нужды, — таковых, говорю, Бог оставляет пребывать в том самопрельщении, в которое впали сами по своей вине. Они, будучи омрачены тьмою своих страстей, похотей и пожеланий, и ходя в сей тьме, как в глубокой ночи, на таких же и учителей попадают. И естественно. Потому что властитель тьмы имеет конечно у себя учеников и слуг таких, которые ходят в сей тьме; на них–то попадают подобные же им и принимают их с радостию, находя их по мыслям себе, и учатся у них тому же, что сами наперед предизбрали и что порешили делать на пагубу себе. И кто не знает, что диавол с самого начала поднял против пророков лжепророков, против апостолов — лжеапостолов, против святых учителей — лжесвятых и лжеучителей, и что он всеми мерами подвизается прельщать нерадивых лжесловием, чтоб низринуть их в ров пагубы? От таковых предостерегает нас и Апостол, говоря: молю вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры кроме учения, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них. Таковий бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву: иже 6лагими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых (Рим. 16:17, 18). Итак те, которые желают избежать таковых, как завещавает Апостол, должны для сего удаляться от дел тьмы; ибо пока кто порабощен таким делам и ходит во тьме, дотоле не может он избежать таких учителей и не может придти на свет учителей истинных.

И ты, духовное чадо мое в Господе, слыша Божественное Писание, которое говорит: горе, иже мудри в себе самих, и пред собою разумни (Исаии 5:21), со страхом и трепетом внимай тому, что здесь изрекается: ибо слово это к душевному спасению. И если хочешь улучить истиннаго учителя, мужа святаго и духовнаго, не расчитывай, что можешь узнать его сам собою, своим разсмотрением, потому что это невозможно. Но прежде всего другаго, как я сказал уже, подвизайся в добрых делах, в милостынях, в пощении, молитве и молении непрестанном, да будет тебе помощником и содействователем в этом Бог.

3. Коль же скоро с помощию Божиею, по благодати Его, сподобишься найти такого, покажи к нему крайнее внимание, и всякое ему благоугождение, великое смирение и благоговение, высокое почитание и веру чистую и несомненную. Чего ради? Ради того, чтоб, к несчастию, не заслужить тебе иначе вместо мзды казнь и муку. Ибо о таковых сказал Спаситель наш и Бог: иже вас приемлет, Мене приемлет (Мф. 10:40); отметаяйся же вас, Мене отметается (Лк. 10:16). Итак надлежит нам принимать таковых, как самого Христа; ибо то, что бывает оказываемо им, возносится к самому Владыке Христу и Богу нашему, и Он себе то присвояет и на таком имеет счету, как бы Он сам лично принимал все то; как напротив и то, что бывает оказываемо лжеучителям, возносится к самому антихристу, и которые их приемлют, приемлют самого диавола. И пусть никто не отговаривается, что не знает таковых, говоря: «как могу я распознать их? И я человек, а никто из людей не знает, что кроется у другаго на душе, кроме духа, живущаго в нем». Никто не бери этого изречения в благословный предлог: ибо, еслибы невозможно было распознавать таковых Господь не дал бы такой заповеди: внемлите от лживых пророк, то есть берегитеся от лжеучителей, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть, волцы хищницы, и не приложил бы вслед за сим: от плод их познаете их (Мф. 7:15).

If now our Lord Jesus Christ is true, as truly He is, then it is obvious that we can recognize such from what they say and what they do. And so, let us show beforehand the fruits of the true Holy Spirit; then the fruits of the evil spirit opposite to Him will be revealed of themselves; and by these fruits we can then very well discern which teachers are true, holy, and righteous teachers, and which are not, but only pretend to be so. I will say nothing of my own behalf, but everything from the words of the Saviour and His holy Apostles, by which I will try to confirm your love, that the signs of true and false teachers indicated by me are true and easily recognizable to us.

Listen, then, to what our Lord Jesus Christ says: "Blessed are the poor in spirit, blessed are they that mourn, blessed are the meek" (Matt. 5:3-5). And again: Love your enemies, do good to those who hate you, and pray for those who do you harm (Matt. 5:44). Let not an idle word proceed out of your mouth. I say unto you, that every idle word, if men speak, shall give a word about it on the day of judgment (Matt. 12:36). And again: "Except ye be converted, and be as children, ye shall not enter into the kingdom of heaven" (Matt. 18:3). In another place He says again: "Of this all understand that ye are my disciples, if ye have love one to another" (John 13:35). Again, how can ye believe, receiving glory from one another, and seeking not glory from God alone? (John 5:44). For everyone who exalts himself will be humbled: but he who humbles himself will be exalted (Luke 18:14). He does not say that he will be exalted by worldly glory, but gives a promise that he will be exalted mysteriously by some spiritual change. This is what our Lord and Lord Christ calls out to all of us every day. Listen now to what the Apostle Paul also says: the fruit of the Spirit is love, joy, peace, longsuffering, kindness, goodness, faith, meekness, self-control (Gal. 5:22). And again: love is not exalted, is not proud, does not riot, does not seek its own, it covers everything, endures everything, love falls away (1 Cor. 13:5-8). Listen also to John the Theologian, who says: "Love not the world, neither that which is in the world: whosoever loveth the world, loveth not the Father in him" (1 John 2:15). And again: "Everyone who hates his brother is a murderer: and it is known that every murderer has no eternal life in himself" (1 John 3:15). For this reason the essence of the child of God and the child of the devil is revealed (1 John 3:10), that is, out of love and hatred. He who loves God loves also those who are born of Him, that is, his brethren; but he who hates one of his brethren was born of the devil, and the love of God is not in him. and the fruits of the holy and all-good Spirit are those which we have indicated above.

Now it behooves us to show us also the fruits of the evil spirit, so that, knowing them, you may be able to distinguish light from darkness, sweet from bitter, good from evil. Hearken again to what our Lord and God says: "A good tree cannot produce evil fruit, nor an evil tree produce good fruit" (Matt. 7:18). And again: the good man brings forth good things out of the good treasure of his heart: but the evil man brings forth evil things out of the evil treasure of his heart (Luke 6:45). Again: "If he destroys the one of these little commandments, and teaches these things to men, he shall be called me in the kingdom of heaven: but whosoever shall do and teach, this great one shall be called in the kingdom of heaven" (Matt. 5:19). And what does He say about the scribes and Pharisees? "They bind," he says, "burdens are heavy and poorly carried, and they put them on the lashes of men: but they do not want to move them with their fingers." And they do all their works, that men may be seen: but they enlarge their storehouses, and magnify the cries of their garments: but they love to recline first at the supper, and to sit before the assembly, and to kiss the market-place, and to be called by men, "Teacher, teacher" (Matt. 23:3-7).

Therefore, when you see that someone does such things, carefully seeks the glory of man, and carelessly transgresses the commandments of God in order to please people, then know that this is a charmer, and not a true teacher. And the Apostle says; Where there is envy and zeal and strife in you, are you not of the flesh? (1 Cor. 3:3). But a man of the flesh and soul does not receive the Spirit of God, for he is a fool (1 Cor. 2:14). But whoever does not receive the Holy Spirit does not obviously have this Spirit in himself; but whoever does not have the Holy Spirit is not Christ's, as the same Paul affirms, saying: "If anyone does not have the Spirit of Christ, he is not His" (Romans 8:9).

Have you heard who are Christ's and who are Antichrist's? "You can probably conclude from this that the attentive can easily distinguish between good and evil. And the inattentive do not know not only other people, but also themselves. For when a man so entangles himself in cares and cares about the things of life, as if he were immortal in this world, day and night he is occupied only with worldly affairs, and devises all kinds of ways to get rich, and at the same time builds good and valuable houses, recruits a multitude of servants, horses, and mules, buys silver vessels, gold-woven garments, costly carpets, and every other thing, gives himself carnal pleasure and comfort, then tell me, can it be shown that such a person knows himself? "No, my spiritual child, no, he probably does not know either himself or what he is doing. He knows himself only enough to say that it is he and not someone else; but his deeds show that he does not know what he is, does not know his state of mind and does not understand what he is doing. He lives as if he were immortal; with his lips he says: we are today, and not in the future; and immediately in fact he prepares so much of everything that it cannot be used up even in decades; he publicly confesses that the goods of this world are nothing, and yet for some small and insignificant thing he starts disputes and quarrels with his brethren; he philosophizes that he is dust and dust, and yet he always dresses magnificently, showing that he is much higher than all other people; he hears the Divine Scripture, which says: "Woe to those who love pleasure and are tender on soft beds" (Ezek. 16:49; Amos 6:4), and he himself with all care sees to it that his bed be the most magnificent, the most luxuriant, and the table abounded in all kinds of expensive foods.

Tell me now, is it possible to agree that such a person knows himself, knows in what state he is in his soul and to what passions he is enslaved? You can't. No, he does not know himself, although he may think he knows. But he who does not know himself and his condition, how can he know another and his passions? How is it possible that a blind man can see another and know whether he is blind or seeing? No, no; It's impossible.

And he cannot understand that he is among those who are perishing; since this ignorance has the property of being a kind of thick veil over the intellectual eyes of the soul, and does not allow them to see clearly the truth when it loves the world and the things of the world. For since the mind withdraws from the remembrance of God, of death, and of the future judgment, and does not think of the good things that await the righteous, and the torments that await sinners, eternal fire, pitch darkness, and gnashing of teeth, but is wholly devoted to the cares of life and the illusory blessings of the world, wealth, glory, pleasures, and everything else that people consider glorious and bright in the world,  "Since, I say, the mind is given over to all such things, the ceiling becomes coarser and coarser, more and more upset, darkened, and in a certain way all covered with an impenetrable veil; the consequence is that he falls out of the circle of knowledge of God's commandments and completely forgets about them. That is why St. David, after having sinned and experienced such evil, turned to God in repentance, and besought Him, saying: "Open my eyes, and I will understand the wonders of Thy law" (Psalm 118:18).