Creations and Hymns

Впрочем в нынешнее время большая часть христиан, кажется, находится в таком пагубном состоянии, в каком не находились даже языки, не слыхавшие имени истиннаго Бога; а между тем, думая о себе, что не мертвы душею, они живут в безпечности, и не видят, несчастные, лежащих пред собою этих мертвецов, т. е. душ своих, какими изобразило их наше слово. Нет, не–христиане такие люди, не–христиане. И пусть они не обманывают себя. Они неверные, нечестивые, безбожники; и особенно если еще они монахи, или священники. О, сколь велико снисхождение и долготерпение Твое, Христе Царю! Как не разверзется земля, чтобы поглотить нас! — Как осмеливается кто–либо из таковых входить в храм Божий, — и особенно во святая святых!

Пиша к Коринфянам, апостол Павел говорит: не льстите себе, ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы, царствия Божия не наследят. И сими убо нецыи бысте, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего, и Духом Бога нашего (1 Кор. 6:9—11). Кто омылся, освятился и оправдался, тот или совсем неподвижим на такия злыя дела, какия поминает здесь Апостол, или неудободвижим. А кто удободвижим на них, тот явно опять осквернился, опять лишился благодати Святаго Духа, полученной в крещении, опять потерял оправдание; и по сей причине недостоин преступать порог храма Божия и входить в него.

Итак кто видит, что он удободвижим на злыя дела, и сознает, что обнажен от божественной благодати, тот пусть позаботится о себе и о спасении души своей, убедясь из того, что находится вне спасительной силы христианства, и что имя Христово не принесет ему никакой пользы, но что вместе с диаволом пойдет он в уготованный ему огнь адский. Если какой христианин не знает, что для спасения необходимо быть обновлену и возсоздану, войти в обоженное состояние благодатною силою и действом Христа Спасителя соделаться новою тварию и новым человеком, — для чего удомостроительствованы и вера и святое крещение, — тщетно называется он христианином. Ибо если не совершилось еще в нем такое изменение, то все другое ни к чему не служит, тщетны молитвы его, тщетны и псалмопения. От каковаго бедствия да избавит нас Господь, — Коему слава во веки. Аминь.

СЛОВО ТРИДЦАТОЕ

1. Сколько видов познания о Боге и какие они? 2. Нам надлежит знать, что есть Бог, но что Он есть, того не должно допытываться. 3. Чтоб быть христианином, надо веровать и креститься. 4. Кто называется и есть христианин, и кто называется, но не есть христианин? 5. Кто не творит воли Христа Спасителя, тот не христианин. 6. Неправедные христиане хуже Евреев.

1. Есть пять видов познания о Боге. Первый, — что Бог не есть ничто из всего сущаго, видимаго или мыслимаго; второй, — что всякая вещь видимая, или мыслимая, от Бога получила бытие и прежде того не существовала; третий, — что Бог все создал, приведши то из небытия в бытие, не потому чтобы имел нужду в чем–либо из того, но по единой благости Своей, чтоб сделать твари причастными славы Своей, и силы, и благобытия; четвертый, — что Он естеством благ, и хочет всякаго блага и добра, и ненавидит всякое зло и всякий грех; пятый, — что добродетельная и богоугодная жизнь справляется силою Божиею, и другим способом она справлена быть не может, если, т. е., не посодействует и не поможет сила Божия, все мысленно и невидимо объемлющая и содержащая.

Божество есть (сколько возможно о нем сказать человеку) единое существо и естество, пресущественное и преестественное, и три ипостаси. — Ина есть ипостась Отца, и ина — Сына, и ина Духа — Святаго. Едино Божество трех ипостасей соединенных — Отца, Сына и Святаго Духа, единаго Бога, так что Бог ни едино есть (троичности ради лиц), ни три (единства ради существа), но вместе едино и три, т. е. едино Божество и три лица. Пресущественное божество есть Ум, имеющий Слово и Дух. Отец раждает Сына и Духа Святаго изводит. Когда Бог именуется Отцем, то разумеется вместе с Сыном и Святым Духом. Когда Сын именуется Богом, разумеется, яко Сын Бога Отца. Когда Дух Святый именуется Богом, разумеется, яко исходящий от Отца и не чуждый Сыну. Единение сие и различение непостижимы и неизреченны.

2. Нам надлежит знать только, что Бог есть; но доискиваться узнать, что есть Бог, это не только дерзко, но и безсмысленно и неразумно. Горшечник, делающий сосуды из персти, при всем том, что они одного с ним естества (ибо и он из персти), никогда не слышал, чтоб какой–либо сосуд, из выделанных им, начал разспрашивать и разследовать, что такое этот горшечник, выделавший его. Конечно есть великое различие между горшечником и сделанным им сосудом, хотя они одного естества; но различие Бога от человека неизмеримо велико. Посему, если Бог не есть ни что из всего сущаго, видимаго, или мыслимаго, то желающий изследовать и постигнуть естество Божие, безсмысленнее горшечнаго сосуда. Дела Божии —

е. — что Бог Слово, и Сын единосущный Отцу, не отделясь от Отца, вошел в утробу Девы и воплотился, восприял Себе совершенное человеческое естество, пребыв непреложно Богом, и воплощенно родился от Приснодевы Богочеловеком, в двух совершенных естествах Божества и человечества, соединенных неслиянно и неизменно; что потом Он волею пострадал и распялся, волею умер и погребен; что после того воскрес в третий день и наконец через сорок дней вознесся на небеса, яко человек, и седит на престоле Божества Своего с плотию Своею, воспеваемый со Отцем и Святым Духом всеми небесными воинствами; — что все сие нами сказанное домостроительствовано для того, чтобы верующие во Христа чрез Него опять облекаемы были благодатию Святаго Духа, и с помощию ея верно исполняли заповеди Божии, побеждая диавола и всех слуг его — демонов. Ибо без благодати Святаго Духа никому невозможно не грешить, никому невозможно приступить к исполнению святых заповедей, и исполнять их, и свергнуть с себя власть и насильство, которое возымели над нами демоны.

3. И при этом (веруй), что нам надлежит креститься в Троицу единосущную, как и уверовали, по заповеди Господа нашего Иисуса Христа, данной Им Апостолам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф. 28:19); что все если соблюдем, покажем любовь свою к Нему, и чрез то сподобимся пребыть в Его любви, как написано: аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей: якоже Аз заповеди Отца Моего соблюдох и пребываю в любви Его (Иоан. 15:10). Ибо если не соблюдаем заповедей Его, то, явно, делаем противное тому и тем показываем, что не любим Бога, как говорит: не любяй Мя, словес Моих не соблюдает (Иоан. 14:24); и опять: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй я, той есть любяй Мя (Иоан. 14:21); так что верующий во Христа ничем другим не может доказать сию веру, кроме исполнения того, что заповедано Им, и удаления от того, что Им воспрещено.

4. Хорошо веровать во Христа, но надобно веровать и Христу; ибо кто не верует Христу, никакой пользы не получает от того, что верует во Христа. Итак надобно веровать во Христа, что Он есть Бог единосущный Богу Отцу, воплотившийся ради нас, как мы сказали; но надобно веровать и Христу и всем словесам Его, веровать, что все то совершенно истинно, что ни сказал Он, истинны обетованныя Им блага, истинны и мучения, коими устрашил Он нас. св. мученики веровали и в Него, веровали и Ему — в том, что Он сказал: кто отвергнется Меня, отвергнусь и Я того, и: претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10:33, 22). Почему и претерпевали всякия мучения до смерти; иначе как бы они восхотели умереть, еслиб не веровали тому, что сказал Господь? И все, которые пожили преподобно и праведно, потому жили преподобно и праведно, что веровали обетованиям и угрозам Христа Господа. Кто, веруя во Христа, говорит, что верует и Христу, а между тем ни грехов не избегает, которые Он запретил, ни добрых дел не делает, которыя Он заповедал, тот есть неверный, отвергающийся Христа, и к нему идет слово Апостола: преступлением закона Бога безчествуеши (Рим. 2:23). Если и говорит он, что верует Христу во всех словесах Его, потому что верует во Христа, но не может исполнять заповедей Его, потому что это требует подвига и большаго труда и сопряжено с большими препятствиями, то он лжет; ибо все заповеди, какия повелел Господь соблюдать Апостолам, а след. и нам, мы можем соблюдать даже среди мира, но не хотим, потому что слабы в вере и любви ко Христу, не имеем твердой веры и горячей любви ко Христу, как подобает: иначе куда же мы денем изречение Апостола, который говорит о Христе Господе, что Он бысть нам и правда, и освящение, и избавление (1 Кор. 1:30), Божия сила и Божия премудрость ((1 Кор. 1:24)?

Сила Христова в верующих двояка бывает, так как и сам Он, хотя един есть лицем, но двойствен естествами, — есть Бог и человек. И как человек, нам односущный и однородный, дарует сердцам нашим такое состояние, какое должно иметь человеку, яко человеку. Для того человеку, общащемуся с Ним, Он дает дух покаяния, да будет сокрушен, смирен, внимателен, трезвен, умилен, чтоб не уничижать и не презирать его, когда он будет молиться с таким расположением, т. е., с сокрушением и смирением, о коих говорит пророк Давид: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19); ибо кто не молится с сердцем сокрушенным, тот бывает презираем и уничижаем от Бога. Когда человек, соделавшись таковым, станет молить Бога о добродетелях и взыщет их, то Христос дарует ему их, так как очевидно он является кротким и готовым к научению путям Господним, кои суть добродетели, — ибо только одни кроткие способны быть научаемы им, по слову Писания: научит кроткия путем своим (Пс. 24:9); и делает его таким образом (яко Бог) чистым, целомудренным, праведным, мужественным в искушениях, мудрым в божественном, благоутробным, сострадательным, милостивым, щедрым, человеколюбивым, благим, — настоящим христианином, носящим образ Христа, и верным, коему вверяется благодать Всесвятаго Духа, чрез которую и от которой и стяжевает он все означенныя добродетели. Ибо только Богом делаются действенными в человеке добродетели, и он становится таким образом подобным небесному Отцу своему, — что теперь не совсем явно, но во всем свете откроется в будущем веке, как удостоверяет св. Иоанн Богослов, говоря: ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем, вемы же, яко, егда явится, подобни Ему будем (1 Ин. 3:2), подобны, т. е., Христу, Сыну Божию; ибо царство Божие приемлет только тех, которые подобны Сыну Божию. — Подобие сие водворяется чрез исполнение заповедей Божиих; исполнение заповедей бывает от любви ко Христу, как говорит сам Он: любяй Мя, заповеди Моя соблюдет. Кто исполняет заповеди Христа, тот бывает по подобию Его, потому что в нем воображается Христос, как говорит Апостол Павел: чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится в вас Христос (Гал. 4:19). Царство Божие не отверзается для того христианина, в коем не вообразился Христос.

5. Итак христианин, который не творит воли Христовой, пусть не обманывает себя и не думает, будто имеет часть со Христом; ибо сам Христос говорит: не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное: но творяй волю Отца моего, Иже есть на небесех (Мф. 7:21). Если сам Он говорит так, то как возможно, чтоб был настоящим христианином тот, кто не творит воли Его и презирает заповеди Его? Или с какою надеждою исповедует он Христа Господом и властителем своим, а не старается угождать Ему и служить? — Кто это исповедует Христа Господом и властителем своим, а между тем не творит волю сего Господа своего? Демоны не творят воли Его, при всем том, что знают и исповедуют, что Он есть Бог; ибо говорят: вемы, кто еси, Святый Божий (Мр. 1:24; Лк. 4:34). Так что один тот есть настоящий христианин, который не только исповедует Христа Господом своим, но творит и волю Его. Кто в сердце исповедует и имеет Христа Господом и Владыкою своим, тот подкрепляется силою призывания имени Христова на то, чтобы творить и волю Его. Если кто не подкрепляется таким образом, очевидно, что он исповедует Христа только устами, сердцем же далеко отстоит от Него. Ибо невозможно, чтоб кто–либо от всей души и от всего сердца исповедал Христа Господом, и не был подкреплен на то, чтобы творить волю Его.

По мере веры нашей, получаем мы и помощь и живость на творение воли Христовой. Итак, кто творит заповеди Христовы, тот мерою деятельнаго исполнения их показывает и меру веры своей, потому что по мере веры получается и мера благодати, дающей силу на дела по заповедям. И наоборот, кто не творит заповедей Христовых, тот мерою бездействия в отношении к заповедям показывает и меру неверия своего, потому что по мере неверия лишается и благодати и возбуждающей к делам по заповедям, и помогающей в них. Без Христа невозможно творить воли Христовой, как сам Он говорит: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15:5). Итак, кто не творит воли Христовой, тот, очевидно, есть без Христа, и никакой не принесет ему пользы то, что исповедует Христа. Впрочем от души исповедывать Христа и творить волю Его кажутся только двумя делами различными; в существе же это одно и тоже дело, а не два, и одно из них не может стоять без другаго, хотя некоторые, не имея надлежащаго о сем понятия, думают, будто одно из них может стоять без другаго, тогда как Апостол Иаков говорит: вера, аще дел не имать, мертва есть о себе (Иак. 2:17); и Христос Господь взывает: что Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, еже глаголю (Лк. 6:46)? — Истинно говорю вам, братия мои, что всякий человек, который творит грех, не есть раб Христов, но есть раб греха; раб же греха не имать пребывати во веки в дому Бога и Отца. Там пребывает Сын и тот, кого Сын освободит от рабства греху. Дом Бога и Отца есть царствие Его.