Creations and Hymns

Что также сделал Манассия и все другие, покаявшиеся после него, о коих знаешь и сам ты, как–то: Петр, верховный из Апостолов, мытарь, разбойник, блудница? И что приводить многих, —

Пришедши в чувство грехов своих, каждый из них осуждал и окаявал себя, и плакал от души, и за это получал прощение грехов своих.

Это же самое бывает и теперь со всеми, прибегающими ко Христу с теплыми слезами и истинным покаянием. И ни пред кем из таковых не заключает и никогда не заключит человеколюбной утробы Своей благости человеколюбивый и всеблагий Господь. Прощение грехов каждаго грешника не бывает за какия–либо дела, чтоб не возгордился кто по этому поводу, но по человеколюбию Божию и благодати.

Знать впрочем надлежит, что для получения прощения грехов требуется не только искреннее от всей души раскаяние в них, но еще и твердое намерение не падать более в те же грехи и не возвращаться вспять. И это требование не падать опять в те же грехи очень трудно нам соблюсти, если со всем рвением и усердием не окружим себя благопотребными охранами и не облечемся в духовныя оружия, чтоб помощию их противостоять мысленным врагам нашим демонам.

Итак, чтоб не случилось нам пострадать что–либо такое, надлежит нам, в помощь себе, заимствовать из святаго Писания оружие против всякаго врага, нападающаго на нас, как учит нас примером своим божественный Давид, говоря: сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды, возненавидех (Пс. 118:128). Похотению, возбуждаемому вражескими помыслами, противопоставим память о смерти, страшном суде и нестерпимых муках ада; лености противопоставим усердие и ревность, чревоугодию пост, сластолюбию воздержание, многопитию малопитие или непитие, жжению плоти представление огня вечнаго; будем упражняться в частой и вседушной к Богу молитве, со бдением и пощением. Если будем так поступать против каждой страсти, нас борющей (не стану перечислять их, чтоб не удлинить слова), и стяжем противоположную каждой такой страсти добродетель, то наверное будем сохранены невредимыми и неуязвимыми от врага, потому что тогда добродетели те будут блюсти нас, как какие–нибудь сильные воины. Еслиб пресечение злаго обычая и удержание себя от соответственных ему безместных дел можно было справить без потов и трудов, тогда одного этого удержания себя было бы достаточно для кающихся во спасение свое. Но дело не так есть.

В придаток к тому, что я написал тебе доселе, се пишу тебе на память и о том, что еще имеешь ты долг делать и хранить. Это вот что: когда совершается божественная литургия и священник или диакон скажет: елицы оглашеннии изыдите, выходи из церкви и становись в нарфике (в преддверии храма), и не говори в это время ни с кем, но воспоминай о грехах своих и плачь; потом, когда кончится божественная литургия, можешь опять входить в церковь. Когда придет вечер, после повечерия поди в какое–либо особное место и исполни такое молитвенное правильце: Трисвятое; 50 псалом, т. е. «помилуй мя Боже по велицей милости Твоей»; Господи помилуй — 50 раз; Господи прости мне грешному — 50 раз; 6–й псалом, т. е. Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене; Господи, елика согреших словом, делом и помышлением, прости мне. Приложи и 25 метаний (поясных поклонов). В среду и пятницу воздерживайся от мяса, сыра, яиц, рыбы, вина и масла, по правилу св. Апостолов. В посты: св. Апостолов, Богородичный–успенский и предрождественский, не ешь мяса, сыра и яиц, от прочаго же вкушай в меру, с воздержанием. Молитвы, т. е. псалмы, как сказано, и поклоны исполняй в это время вдвойне. В великую же Четыредесятницу не разрешай на масло и вино, кроме суббот и воскресений, но потоми плоть свою, по силе своей, как прилично христианам, желающим спастися; молитвенное же правило исполняй вдвойне и в Четыредесятницу, как назначено для других постов. Надобно еще тебе воздержаться от божественных и страшных таин, т. е. не причащайся пречистаго тела и пречестной крови Господа нашего Иисуса Христа; я же тебе советую, воздержись и от благословеннаго хлеба или антидора. Все это верно соблюдай до тех пор, пока помысл твой и расположение твое не отложатся от злых дел греховных, пока не стяжешь твердаго намерения никогда уже не оставлять добрых дел и добродетелей и совершенно не возненавидишь грех. Когда же увидишь наконец в себе самом, что достиг ты такого добраго состояния, т. е. что совершенно возненавидел ты грех, а в расположении делать добро утвердился, и когда притом чрез испытание удостоверишься, что решимость твоя воздерживаться от греха непреложна, тогда, брате мой, приступи к божественным тайнам с несомненною верою, что не простой хлеб и не простое вино вкушаешь, но причащаешься воистину тела и крови Божиих.

Поступив так, ты сделаешься причастником славы Христа Господа, и посредством сих таин получишь совершенное отпущение грехов, восприимешь в себя жизнь вечную и соделаешься сыном света и дня. Если же прежде исполнения всего сказаннаго, т. е. прежде чем покажешь достодолжное покаяние, дерзнешь ты причаститься тела и крови Христовых; то демоны, видя, как презрел ты Бога и причастился недостойно, все устремятся на тебя и, схватив тебя немилостиво и безчеловечно, низринут опять в ров прежняго непотребства. Тогда вместо христианина сделаешься ты христоубийцею и будешь осужден вместе с теми, кои распяли Христа, как говорит апостол Павел: иже аще яст хлеб сей или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет телу и крови Господни (1 Кор. 11:27), т. е. под такой же подпадет приговор, под какой и распявшие Господа.

Больше того, что уже написал, не буду тебе писать, боясь быть тебе в тягость. Ты же, брате, если сделаешь что и больше того, себе же принесешь пользу и душе своей уготовишь будущия блага. Что я написал, написал тебе делать то не в том смысле, что такие труды приносят очищение души и оставление грехов, но в том, что сим образом удобнее тебе удержать в душе память о грехах своих и сокрушиться о них. Еслиб я знал, что тем опечалю тебя, то и этого немногаго не написал бы любви твоей. Я хочу от тебя только одного того, чтобы ты в сокрушении и болезновании о прошедшем отсек злой навык свой греховный и пресек безместныя дела свои. Это отсечение и прекращение с сокрушением прошу тебя непременно соблюсти. И если тебе возможно соблюсти это без потов и других трудов, я удовольствуюсь одним этим. Пиши ко мне чаще о здравии твоем, чтоб я видел веру и любовь твою ко мне и теплее воспоминал о тебе, когда воздеваю к Богу руки мои, недостойный. Благодать Божия да будет с духом твоим. Аминь.

СЛОВО ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЕ

К причащающимся божественных таин. — И кто причащается недостойно.

е. он, скажем к примеру, оставя честную и трудолюбную жизнь, чтоб жить своим и довольствоваться немногим, возлюбит жизнь с мирскими утехами, и для того начнет употреблять неправду, обиду и хищение, а потом дойдет и до нечистых и срамных дел блудных. Не очевидно ли, что такой впал в руки демонов и обнажен ими от благодати святаго крещения?

Явным же признаком того, что он обнажен от благодати святаго крещения служит его собственное признание, что никак не может пресечь и отсечь срамной похотливости своей и не может воздержаться, чтоб не удовлетворять ее срамными делами. И сколько у нас таких несчастных, которые тем несчастнее, что не сознают и не чувствуют своего бедственнаго положения?! А между тем видим, что некоторые из них доходят до такого безумия, что дерзают причащаться пречистаго тела и безценной крови Христовых. Какое безстыдство и самозабвение! Горе священнику, который преподает таковому божественныя тайны, горе и ему, причащающемуся их. Горе причащающемуся, потому что причащаясь, после срамных дел, не очищенных покаянием и епитимиями, он все больше и больше подпадает власти диавола, а наконец и совсем им завладевается; и Бог совершенно оставляет такого за его срамность и нечистоту, и особенно за его безстыдство и дерзость, как пишет святое Евангелие об Иуде, что как только причастился он поданнаго ему Христом Господом хлеба, сей божественной вечери, тотчас по хлебе вниде в он сатана (Иоан. 13:27). Горе священнику, причащающему его, что удостоивает причастия недостойнаго и преподает пречистое тело и честную кровь Христа Спасителя тому, кто недостоин даже преступать порога храма Божия, с кем запрещено вместе вкушать и простую пищу всякому христианину, как законоположил св. ап. Павел, говоря: аще некий брат именуем будет блудник, или лихоимец, или идолослужитель, или досадитель, или пияница, или хищник, с таковым ниже ясти (1 Кор. 5:11). Видишь, что поистине даже не брат христианам такой человек, а только именуется так.

Преподающий такому тайны праведно подлежит осуждению, и за то, что чрез это он человека, грешащаго по уклонению от праваго помысла, и по легкомысленной небрежности, делает совершенным врагом Богу.

Еслиб имел он благоговение и веру ко Христу и исповедал сердцем, что Он есть Бог, не хотящий беззакония, к Коему не преселится лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Его (Пс. 5:5, 6); то убоялся бы и поостерегся с таким легкомыслием причащаться пречистых таин Его, чтобы не поразил его за это невидимо меч ангельский.