СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА. БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ).

Беседа, говорящая о том, что после пришествия Господня во плоти, как награда увеличилась для праведно живущих, так и наказание умножилось для непокоряющихся; в ней же говорится и о различных страстях и добродетелях. Произнесена сия беседа была в 10–е воскресенье евангельских чтений по Луке, которое является воскресением перед Неделей Праотцев.

Беседа, произнесенная в Неделю Праотец; в ней же говорится и о тех, которые нерадят о слышании учения, ссылаясь на неблагоприятные обстоятельства и телесные потребности.

Беседа о Святых и Страшных Христовых Тайнах, Произнесена была за четыре дня до Рождества Христова.

Беседа произнесенная в Неделю Отец, говорящая о родословной по плоти Господа нашего Иисуса Христа и о в девстве родившей Его Приснодеве и Богородице.

Беседа на Спасительное Рождество во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Беседа о том, что совершается в чинопоследовании Таинства Крещения; в ней же говорится и о покаянии и о словах о сем предмете, сказанные Иоанном Крестителем. Произнесена была в навечерии праздника Богоявления.

Беседа, произнесенная на Святой Праздник Светов (Богоявление); в ней же находится посильное разъяснение тайны Христова Крещения.

Беседа на 12–е воскресение Евангельских чтений по Луке, имеющая своим предметом чудесное исцеление десяти прокаженных; в ней же говорится о мире с Богом, о мире с самим собою (внутреннем мире) и о мире друг с другом.

Беседа на 15–е воскресение Евангельских чтений по Луке, имеющая своей темой исправление и спасение начальника мытарей Закхея; в ней же говорится и против сребролюбия.

Беседа к сетующим на приключающиеся нам отовсюду разнообразные невзгоды Слово к Иоанну и Феодору Философам.

Омилия I [1]

О сохранении мира друг с другом

Сказанная на третий день по прибытии Св. Григория Паламы в Фессалоники

Воистину, мы все — братья, как происходящие от единого Владыки и Творца, Которого по сей причине и общим Отцом стяжали; но таковое общее братство мы имеем и в отношении к бессловесному и даже неодушевленному естеству. Но мы, кроме того, являемся братьями друг другу, как сущие от одного земнородного Адама и единые сотворенные по образу Божию; но и это — обще и нам и всем народам вообще. Мы же, сверх всего, являемся братьями друг другу и как чада одного и того же народа и граждане одного и того же города; но особенно — как все обладающие богатством иметь общую Матерь — Священную Церковь и Православие, Начальник которого и Совершитель есть Христос, по естеству Сын Божий, Который не только наш Бог, но благоволил и Братом нам быть и Отцом; и не только это, но и Главою, собирая всех нас во единое Тело и сотворяя, чтобы мы были членами друг друга и Его Самого. Ибо Господь, после Своего тридневного Возстания от мертвых, явившись пришедшим ко гробу женам, сказал им: «Идите, возвестите братии Моей, да идут в Галилею, и ту Мя видят» (Мф. 28:10). Видите ли: как Он удостаивает назвать Себя Братом нашим? Поэтому и Апостол говорит о Нем: «Не от Ангел бо когда приемлет, но от семене Авраамова приемлет: отнюдуже должен бе по всему подобитися братии» (Мф. 2:16–17). Но поскольку Христос является и Отцом нашим, возродившим нас чрез святое крещение и Его божественной благодатью, то посему Он называет Своих Учеников — «чадами», и идя на спасительную Страсть, возвещает, что не оставит их сиротами; отсюда опять Апостол говорит: «Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола» (14). И что мы все о Христе — единое Тело, то и это Павел хорошо ведает, говоря: «Вы же есте Тело Христово и уди от части» (1 Кор. 12: 27). Ибо как тело — одно, а обладает многими членами, и, в свою очередь, все члены одного тела, будучи многими, однако представляют одно тело, так и Христос: ибо во едином Духе мы все были крещены во единое Тело.