Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения

Есть же егда и сами на помыслы блудныа огорчеваемся и, размышляюще о сих, зазираем себе, что желаем гнусных сихъ, иже единем бесловесным подобно, рекоша отци. Аще ли — и въ презъестьстве- ныхъ, сіе и скоту странно, мы же сими ратуеми есмы. Но обаче и в сих съхранятися подобает новоначалным, да некако закосневше в них, аще и мнім борящеся с ними, обрящемся действующе страд» б5ол./сть. Того ради всяко отецати прилогы лучше есть, еже есть начало помысла, еже бо съчетоватися силныхь есть и благоугодно разчиняти сіа помыслы.

Съхраняй же ся от бесед женьскых и зреніа ихъ и бегай съпребы- ваніа юнных и виденіа тех женовидных и гладкых лицъ, се бо сеть діаволя на инокы, якоже рече некый от отець. И аще възможно, да не обрящешися с ним наедине, якоже глаголетб Великый Василіе, ни о нужней потребе. «Ничто же бо, — рече, — нужнее душа, еа же ради Христос /л.66/ умре и въскресе». И не въсхощи слышати от кого непо- добныхъ беседъ, иже въздвижут страсти.

Третій помыслъ, сребролюбіа

Сребролюбіа же недугъ — отвну естества; от маловеріа и неразуміа бывает, рекошя отци. Тем же и немног подвигь о сем внимающим себе съ страхом Божіимъ и хотящим спастися истинно. Егда же укрепится въ нас, всехь злейши бывает. И аще повинемся ему, въ толику пагубу

Внимай же старательно, о инок, и не обленись молиться всегда во время лютой брани со скверными помыслами так, как мы выше показали. Возведи око телесное или душевное, соответственно времени и мере силы своей. И если будешь это делать, то на опыте познаешь, что с невидимой помощью силы Вышнего они успешно побеждаются. Если же обленишься, после постыдишься как оскверненной имеющий совесть, будучи ими побежден.

Подобает же нам разуметь, что и это — злые козни дьявола, сказали отцы, если явится когда‑то в нашей мысли воспоминание, принесенное им, женских и юных красивых лиц, пусть и каких‑то благочестивых. Даже если кажутся они бесстрастными, следует быстро отсекать их. Ибо если мы в них помедлим, тут же злой прельститель, превратив, низвергнет помысел в мерзкие и скверные похоти.

Бывает же, иногда и сами мы из‑за блудных помыслов огорчаемся

и, размышляя о них, корим себя за то, что желаем этих гнусных дел, которые одним бессловесным подобают, сказали отцы. Если же — и противоестественных, то это и скотам чуждо, мы же ими боримы. Но и от этого, однако же, подобает беречься новоначальным, чтобы, замешкавшись в этом, думая, что боремся с ними, не оказаться действующими по страсти. Потому лучше всячески отсекать прилоги, то есть начало помысла, ибо сочетаться и благоугодно различать эти помыслы способны лишь сильные.

И сохраняй себя от бесед с женщинами и от воззрения на них, и избегай сопребывания с юными и лицезрения их женственных и гладких лиц, ибо это дьявольская сеть для иноков, как сказал кто‑то из отцов. И если возможно, не оказывайся с ними наедине, как говорит Василий Великий,[209] даже в случае необходимости. «Ибо нет ничего, — сказал он, — нужнее души, ради которой Христос умер и воскрес». И не пожелай слышать от кого‑либо неподобающие беседы, которые возбуждают страсти.

Третий помысел, сребролюбия

Недуг же сребролюбия — внешний для естества; от маловерия и неразумия бывает он, сказали отцы. Потому и невелик подвиг борьбы с ним для внимающих себе со страхом Божиим и истинно хотящих спастись. Когда же он укрепится в нас, всех злее бывает. И если мы ведет, яко апостолу нарещи его не токмо «корень всему злу», гнели66об./ ву и скорби и прочим, но и «ідолослуженіе» именовати. Мнози бо сребролюбіа ради не токмо житіа благочьстива отпадошя, но и о вере погрешишя, душевне и телесне пострадашя, якоже поведуется въ святемь Писаніи. Реченно же есть от отецъ, яко: «Събираай злато и сребро и уповаай на не не верует, яко есть Богъ, пекыйся имъ». И се же глаголеть святое Писаніе: аще кто удержан будет гордынею или сребролюбіемъ, единою страстію, коею–любо от сих, /л. б?/ ктому бесъ не ратует его иною страстію, понеже доволна есть ему сіа едина на пагубу. Того ради подобаеть намъ съхранятися отъ сеа пагубныя и душетленныа страсти и моліти Господа Бога, да отженет от нас сребролюбивый дух.

Не токмо же злата и сребра именій подобает ошаатися намъ[210], но и всякых вещей, разве нужныа потребы — и въ одежах, и въ обущах, и въ съзиданіих келіа, и въ съсудехъ, и въ всякых орудіахъ. И вся сіа немногоце/л. б7об./нна и неукрашенна и удобьобретна и к молвамъ не подвижуща подобает имети нам, да не сих раді въ мирскаа съплетеніа въпаднемъ. Истинное же отдаленіе сребролюбіа и вещелюбіа — не точію не имети именіа, но ни желати то стяжати. Сіе нас къ душевней чистоте наставъляет.

Четвертый помыслъ, гневный

Аще гневный дух томит, злопомненіе понужаа держати и поощряа въ ярости зло въздати оскорбившему, тогда Господень /л. 68/ глаголъ поминати, реченый: «Аще не оставите брату от сердецъ ваших съгре- шениихъ, и Отецъ небесный не оставит вам съгрешеній ваших». Всякь убо иже хощет отпущеніе пріяти своимъ съгрешеніемъ, преже брату своему отпустити от сердца долженъ есть. Сице бо долгомъ оставленіа просити от Господа повеленно есть: «якоже мы оставляем». И аще мы сами не оставимъ, яве, яко и нам не оставится. И сице подобает ра- зумети, аще и мнимся что благо тво/л. бяоб./ряще, гнева же не ошаем- ся, непріятно есть. Понеже речено есть от отець: «Гневливый аще и мертвеца въскресит, молитва его непріятна есть». Сіе же речеся отци не яко мертваго гневливый может въскресити, но — являа мерзость молитвы его. Того ради всячьскы не подобаетъ нам гневатися, не тво- подчинимся ему, в такую пагубу он ведет, что апостол назвал его не только «корнем всех зол» (/ Тим. 6, 10), гнева, скорби и прочих, но и «идолослужением» наименовал (Кол. 3, 5). Многие ведь сребролюбия ради не только от благочестивой жизни отпали, но и в вере погрешили, душевно и телесно пострадали, как повествуется в святом Писании. Сказано же отцами: «Собирающий золото и серебро и уповающий на них не верует, что есть Бог, пекущийся о нем». И вот что говорит святое Писание: если кто‑то будет захвачен гордыней или сребролюбием, одной страстью, какой‑то из этих, то больше бес не ополчается на него с иною страстью, поскольку довольно ему одной этой для пагубы. Потому подобает нам остерегаться этой пагубной и душетленной страсти и молить Господа Бога, да отгонит от нас сребролюбия дух.