Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения

И особо ли ты живешь, или в монастыре с братьями пребываешь, внимай святым Писаниям и по стопам святых отцов шествуй. Потому что божественные Писания нам так повелевают: или повиноваться такому человеку, который будет засвидетельствован в делании словом и разумом духовно, как пишет Василий Великий в слове, у которого начало: «Придите ко Мне все труждающиеся» {Мф. 11, 28). Если же не найдется таковой, тогда — повиноваться Богу по божественным Писаниям, а не так бессмысленно, как некоторые: и когда в монастыре с братьями, будто бы в повиновении, в самоволии бессмысленно пасутся, и отшельничество так же осуществляют неразумно, плотской волей ведомые и разумом неразмышляющим не понимая ни того, что делают, ни того, в чем утверждаются. О таковых Иоанн Лествичник, рассуждая, в Слове о различии безмолвия говорит: «Самочинно скорее, нежели согласно наставлению, следуя своему мнению, плавать они захотели». Да не будет этого с нами! Ты же, поступая по святым Писаниям и по житиям святых отцов, благодатью Христовой, не погрешишь.

А теперь и я стал скорбеть из‑за того, что ты скорбен. Из‑за этого- то и заставил я себя написать тебе, — чтобы ты не скорбел. Бог же всякой радости и утехи да утешит сердце твое и известит о нашей любви к тебе. Хоть и грубо я написал, но ведь — не кому‑то иному, но кому, но тебе, присному възлюбленому моему, не хотя презрети прошеніе твое. Надею бо ся, яко съ любовію пріимеши и не позазри- ши неразумію моему.

А о вещехь нашихь, о нихже молихь святыню твою, та добре по- тъщался еси устроити, о томь челомь бію. л» іззоб./ Богъ да въздасть ти мьзду противу твоему труду.

Ктому же еще молю твою святыню: да не положиши[430] словеса она скорбь, яже глаголахомь тогда. Аще бо и по вънешнему мнятся жос- тока, вънутрь же исполнь пользы. Понеже не своя глаголахь, но от святых Писаній. Жостъка убо поистине онемъ, иже не хотять истинно смиритися въ страсе Господни и плотъскыхъ мудрованій отступите но по своихь воляхь страстных жити, а не по святыхь Писаніихъ. Таковіи бо не испытуютъ святая /л. 154/ Писаніа съ смиреніемь духовне. Неціи же от нихь не хотять и слышати ныне еже по святыхь Писаній жити, якоже бы рещи: не намь писана суть, и не подлежить еже въ нынешнем роде хранити та.

Истинным же делателемъ и древле, и ныне, и до века словеса Господня чиста, яко сребро ражжено и очищенно седмерицею, и заповеди Его светлы и въжеленны имь паче злата и каменіа честна, и услаж- дають ихь паче меда и сота, и хранять я. И вънегда съхрал 154об./нять та, въспріимуть въздааніа многа.

Здравьствуй о Господе, господине отче, и моли о нас грешныхь, а мы святыни твоей велми челом біемъ.

Послание брату, пришедшему с восточной стороны

Того же старца посланеице просившему у него брату съ въсточныа страны на ползу души

Такъ ся, господине, намъ мнить полезно тебе окормлятися: правило въ телесных деланіих по силе, а не выше меры, а въ Писаніих божественых поучатися, и въ рукоделіих себе обучяти, и безмолвіе лю- бити. А коли, Богу хотящу, другъ друга узрим, тогда пространнее будет беседа о всем, про все.

тебе, постоянному возлюбленному моему, чтобы не презреть просьбу твою. Надеюсь ведь, что с любовью примешь ты это и не осудишь неразумие мое.

А о делах наших, о которых я просил твою святыню, — их ты хорошо постарался устроить, за то челом бью. Бог да воздаст тебе награду соответственно твоему труду.

Сверх того еще молю твою святыню: да не сочтешь обидными те слова, что мы говорили тогда. Хотя внешне они кажутся жесткими, внутри же наполнены пользой. Потому что не свое я говорил, но из святых Писаний. Жестки они поистине для тех, кто не хочет истинно смириться в страхе Господнем и от плотских мудрований отступить, но — по своим волям страстным жить, а не по святым Писаниям. Такие люди не вникают ведь в святые Писания со смирением, духовно. Некоторые из них не хотят и слышать ныне о том, чтобы по святым Писаниям жить, как бы говоря: не для нас они писаны, и не надлежит в нынешнем роде хранить их.

Для истинных же делателей и в древности, и ныне, и до века слова Господни чисты, как серебро, расплавленное и очищенное семикратно, и заповеди Его светлы и вожделенны для них больше золота и драгоценных камней, и услаждают они их больше меда и сотов, и они хранят их. И если сохранят их, воспримут воздаяния многие.

Здравствуй о Господе, господин отец, и молись о нас, грешных, а мы святыне твоей весьма бьем челом.