Православие и современность. Электронная библиотека.

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется и проч. (Ин. 10, 9). Христос есть мысленная дверь. Куда? В рай, в Царство Небесное, чрез веру Христа, Искупителя и Спасителя, в Церковь Его, едино спасающую, которой вручено истинное учение Христово, спасительные таинства и руководство пастырей. Без Христа, без Церкви нет другой двери в Царствие Небесное. Отпадшие от веры Христа, от Церкви - погибнут, если не обратятся и не покаются.

***

Ради искупительной смерти Богочеловека за мир стоит весь мир и нерушимо стоят все века, за этот час смерти неповинной, искупительной; долготерпит Господь всем беззаконникам, богохульникам, изменникам веры и Церкви за этот час, ад еще не открыл своего зева ужасного, чтобы поглотить нераскаянных, как сказано: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный... и пойдут сии в муку вечную... (Мф. 25, 41-46).

***

Воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть (слова и песни кан.). Но вот замечательное выражение из канона св. Предтечи. В реце бездну некогда, всемудрие Крестителю, погрузил еси, содевающего благодатию поток всего преступления (рода человеческого), но молюся, изсуши потоки моих прегрешений Божественным ходатайством Твоим. Бездна правды, святости и милосердия Божия! Христос Бог, пострадав и умерши за нас и воскресши, потопил благодатью Своею все преступление верующего в Него рода человеческого. Какая отрадная для нас, грешных, мысль, какое упование на заслуги Христа! Он может словом потопить все грехи наши и бросить в глубину морскую. Сатана был и есть причина бездны всяких грехов человеческих, хотя люди и сами виноваты в них по непокаянности (покайтесь). Господь всю скверну грехов истребляет. Слава Его правде и милости!

***

Есть безначальное, личное Существо, Которому имя - Бытие (Аз есмь Сый) и Которое не быть не может. Оно-то дало и бытие, и существование всякой вещи в мире, и самый мир получил от Него бытие свое. Оно сотворило все существа, как бытие, словом, одним словом: да будет свет, и стал свет; да будет твердь посреди воды, и явилась твердь (Быт. 1, 3-6); и так далее и так далее, пока все предложенное в намерении Творца пришло в свое положение и твердое существование. Это личное, безначальное Бытие, Которое мы называем Богом, как всеблагое и всемогущее Бытие, могло дать человеку вторичное нравственное бытие, когда он вольной волею утратил его, и назвало его пакибытием во святом Евангелии (Мф. 19, 26). Но дарование пакибытия человеку досталось очень дорого - оно куплено ценою ужасных страданий Богочеловека Творца и излиянною на кресте Кровью и смертью Его: куплены дорогою ценою (1 Кор. 6, 20), не будете раби человеком. Не тленным серебром и золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и пречистого Агнца (1 Пет. 1,18-19). Дорожим ли мы этим? Ценим ли мы эту жертву Христа?

***

Господи, изумляюсь я пред величием дел Твоих в царстве благодати и в царстве созданной Тобой природы; изумляюсь пред безмерною правдою и премудростью Твоею, что Ты, допустив глубоко пасть словесному возлюбленному создания Твоему (человеку) и быть окраденным и обольщенным и осмеянным от змея-человекоубийцы, благоволил искупить и восстановить его сверхъестественным образом. Сам воплотившись и вочеловечившись и избрав орудием воплощения благую. Пречистую Деву, Которую показал Заступницею и Ходатаицей всех правоверных христиан. Ангелы дивятся снисхождению Твоему, смотрению Твоему, благости и премудрости Твоей.