Православие и современность. Электронная библиотека.

***

Ты, иерей Божий, служитель Всевышнего Творца, служи литургию со страхом и должным приготовлением, особенно если служишь ежедневно, смотри, чем ты делаешь свою утробу, бывающую ежедневно чрез причастие святых, животворящих Христовых Тайн храмом Божиим, - не орудием ли чревоугодия и лакомства, орудием диавола, который чрез чрево увлек в ад род человеческий и подверг его проклятию. Держись крепко поста, заповеданного Спасителем, внимай себе и другим и спасай себя и народ.

***

Да испытывает же себя человек, хотящий причащаться Святых Тайн, и тогда пусть причащается небесного Хлеба, Тела Христова, и от Чаши жизненной да пиет, ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11, 28). Итак, желающие причастия, испытывайте себя, свою совесть, вспоминая грехи свои, - осудите себя прежде Суда Страшного, ибо если бы мы рассуждали, т.е. разбирали бы подробно свою жизнь и исправлялись, тогда не были бы осуждены.

III. Земной путь христианина к Богу - борьба с плотью, покаяние, исполнение христианских добродетелей: любви к Богу и ближнему, терпения и прощения обид, смирения, милосердия и прочего. Взгляд на богатство

От дней Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). На человека действуют постоянно две невидимые силы: добрая и злая, сила Божия, сила благодати, и сила диавола, сила лукавая и всепагубная; человек поставлен в этом мире как бы между двух огней, из коих один животворный, о коем Господь говорит: Огонь Я пришел низвесть на землю (Лк. 12, 49), а другой - огонь палящий и сожигающий. Человек должен употреблять усилие над собой, чтобы возбуждать в себе огонь Божественный, огонь веры и любви к Богу и ближнему. Человек потерял свое первое Божественное достоинство, свою правоту, святость, благость, кротость и наполнил душу всякими грехами. Вот. у тебя нет чистоты сердца - это большая потеря, надо приобресть ее; нет сочувствия всегдашнего к ближнему в его скорби, беде, бедности, болезни, - перемени себя, будь сочувствен... не имеешь усердия в молитве к Богу, не имеешь духовного вкуса к молитве, не имеешь духовного слуха к слушанию Слова Божия - претвори себя, развей дух, вкус и духовный слух, чтобы с любовью слушать Слово Божие, чтобы чувствовать сладость молитвы и сладость добрых дел. Зло сильно борет человека и нудит на зло, а добро - привлекает к себе своею нравственною красотою, миром душевным, свободою духовною; добро привлекает к себе обетованиями вечной жизни за победу над страстями. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем (Апок. 3,21).

***

Дивное дело. Тот же человек, который благоговеет пред Творцом и видит Его творение в прекрасном, восхитительном виде и бывает полон удивления, любви и благоговения пред Ним, - бывает способен и к низким, нечистым, греховным, лукавым помыслам и чувствам плотским, и может воображать в уме самые нечистые скотские вожделения и наслаждения, и глубоко оскверняться в своих помыслах и чувствах. Что за противоречие в тебе самом! Какое стремление греха в тебе! Как грех в виде всякой нечистоты стремится осуществить себя на деле и осквернить тебя. Какой подвиг душевный непрестанно предстоит для тебя - бороться с нечистотою внутри тебя и отвоевывать свое благородство духа и чистоту души и тела! Иначе ты развратишь и осквернишь свою природу - душу и тело. Истинно, Царство Небесное усилием берется, и употребляющие усилие получают его (Мф. 11, 12). Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его (Апок. 3, 21). Война непрестанная с грехом необходима, доколе мы на земле; сидеть сложа руки нельзя, иначе грех одолеет и победит и подвергнет вечному плену, стыду и муке.