Но не думайте, что я простираю это утверждение так далеко, чтобы утверждать, что все, кто носит эту тонзуру, виновны в нарушении католического единства веры и дел; напротив, я готов признать, что многие из них были людьми святыми и достойными в глазах Бога. Среди них и Адамнан, славный аббат и священник сообщества святого Колумбы, который был послан своими с миссией к королю Альдфриду и пожелал увидеть нашу обитель; словом и делом он выказывал дивные благоразумие, смирение и благочестие.

Я сказал: «Верю, что это так; но в знак того, что ты согласен в сердце своем со всеми установлениями Петра, ты мог бы и внешность свою привести в соответствие его требованиям. Я уверен, что в мудрости своей ты видишь, что для тебя, уже посвятившего себя Богу, будет лучше как можно менее походить на того, кого ты ненавидишь всей душой и чей отвратительный облик отвергаешь. С другой стороны, следуя делам и учению того, кто может стать твоим заступником перед Богом, ты должен следовать и его внешнему обличью». Так я сказал тогда Адамнану, который извлек пользу из лицезрения нашей церкви, поскольку, вернувшись в Скоттию, он многих из своего народа обратил к католическому исчислению Пасхи. Однако монахов Ии, законным главой которых он был, он так и не смог направить на лучший путь; будь его влияние на них сильнее, он бы также исправил их тонзуру.

Но тебя, о король, я побуждаю в твоем благоразумии ввести эти установления, согласующиеся с единством католической и апостольской церкви, для себя и своего народа, над которым тебя поставил Господь Господствующих и Царь царей [1111]. Благодаря этому, когда сложишь ты власть над временным своим царством, блаженный предводитель апостолов с радостью отворит врата Небесного Царства для тебя и твоих ближних, как для всех избранных. Теперь же, мой возлюбленный сын во Христе, пусть милость вечного Царя позволит тебе править в мире еще много лет и принесет мир всем нам».

Когда это письмо было прочитано в присутствии короля Нейтона и многих ученых мужей и точно переведено на его родной язык теми, кто мог его понять, он был настолько впечатлен услышанным, что встал среди собравшихся вождей [1112] и преклонил колени, благодаря Бога за то, что он удостоился получить такой дар из земли англов. И сказал он: «Я и прежде знал о правильном исчислении Пасхи, но теперь я так ясно вижу причины выбора именно этой даты, что все известное мне прежде кажется незначительным во всех отношениях. Поэтому я публично объявляю и провозглашаю перед всеми, что я со всем своим народом буду отмечать Пасху только в это время, и велю всем клирикам в моем королевстве принять ту форму тонзуры, которая, как мы узнали, настолько совершенна». Эти слова он подкрепил своей королевской властью и велел разослать девятнадцатилетние пасхальные циклы по всем провинциям пиктов для переписывания, изучения и подражания, в то время как неверные двадцатичетырехлетние циклы были повсеместно запрещены. Все алтарные служители и монахи приняли тонзуру в форме короны; и исправленный народ был рад подчиниться вновь установленному учительству Петра, блаженнейшего предводителя апостолов, и прийти под его покровительство.

ХХII. Как монахи Ии и подчиненных им монастырей начали праздновать католическую Пасху по научению Эгберта

В скором времени монахи из народа скоттов, жившие на острове Ии, были вместе с подчиненными им монастырями приведены Господним промыслом к каноническим обычаям по поводу исчисления Пасхи и формы тонзуры. В год от воплощения Господа 716–й, когда был убит Осред и Нортумбрийским королевством стал править Кенред [1113], возлюбленный Богом Эгберт, отец и священник, которому подобает всяческая честь и о котором я часто упоминал, прибыл на Ии из Ибернии и был принят с честью и радостью. Будучи терпеливейшим наставником и ревностнейшим исправителем всех, кого он учил, он охотно слушал всех; постоянными наставлениями он отвратил их от глубоко укорененных заблуждений их предков, к которым можно отнести слова апостола: «Имеют ревность по Боге, не по рассуждению» [1114]. Он, как уже говорилось, научил их отмечать главный праздник по католическому и апостольскому обычаю и носить на головах образ вечной короны [1115]. Ясно, что произошло это чудесным соизволением Божественной благодати, поскольку тот народ добровольно и без злого умысла взял за труд передать англам свои знания и понимание Бога; теперь же благодаря народу англов они встали на более правильный путь жизни в делах, в которых они заблуждались. С другой стороны, бритты, не возвестившие англам свое знание веры Христовой, все еще упорствуют в своих заблуждениях и следуют ложными путями, поскольку на головах у них нет тонзуры, и праздники Христа они отмечают в иные дни, чем все братство Церкви Христовой, в то время как англы не только уверовали, но и полностью посвящены в правила католической веры.

Монахи Ии приняли католические обычаи по научению Эгберта, когда аббатом у них был Дунхад [1116], через восемьдесят лет после того, как они послали епископа Айдана проповедовать народу англов. Эгберт, человек Божий, еще тринадцать лет оставался на острове, приведенном им ко Христу, просвещая его и далее дивным светом дружества и мира. В год от воплощения Господа 729–й, когда Пасха выпала на восьмой день до майских календ, он отслужил мессу в память Господнего Воскресения и в тот же день отошел к Господу. Так он начал радостно отмечать величайший из праздников с братьями, которых привел к благодати союза, и завершил или, скорее, продолжил бесконечное празднество с Господом, Его апостолами и другими жителями небес. Божественное провидение распорядилось, чтобы не только почтенный муж отошел к Отцу из мира сего в день Пасхи, но и чтобы Пасха в том году пришлась на день, в который она никогда еще не отмечалась в тех краях [1117]. Братья возрадовались возможности узнавать дату Пасхи по католическим правилам и были рады получить заступника в лице отца, который исправил их и отошел к Господу; Эгберт также был рад видеть своих учеников празднующими Пасху в тот день, который они прежде упорно отвергали. Так преподобнейший отец, убедившись в их обращении, смог увидеть день Господень и, увидев его, возрадовался [1118].

ХХIII. Нынешнее состояние народа англов и всей Британии

В году от воплощения Господа 725–м, на седьмом году правления короля Нортумбрии Осрика [1119], который был наследником Кенреда, в девятый день до майских календ [1120] умер король Кента Виктред. Он был сыном Эгберта и оставил королевство, которым правил тридцать четыре с половиной года, троим сыновьям–Эдильберту, Эдберту и Альрику [1121]. В следующем году умер Товий, епископ церкви Хрофа и ученейший муж, о котором уже говорилось. Он был учеником блаженной памяти наставников, архиепископа Теодора и аббата Адриана. Кроме знания церковной и общей литературы он изучил латынь и греческий так хорошо, что они были известны и знакомы ему так же, как его родной язык. Он был похоронен в капелле святого апостола Павла, которую он воздвиг в церкви святого Андрея для собственного погребения. Ему наследовал епископ Алдвулф [1122], посвященный архиепископом Бертвальдом.

В год от воплощения Господа 729–й вокруг солнца появились две кометы, наводя на всех великий ужас. Одна из них предшествовала солнцу, когда оно вставало на востоке, а другая следовала за ним, когда оно садилось на западе; казалось, они предвещают ужасные бедствия как востоку, так и западу [1123]. Одна комета появлялась днем, а другая ночью, что означало, что беды ожидают человечество днем и ночью. У них были длинные хвосты, обращенные к северу и похожие на факелы, грозящие зажечь огонь; появились они в январе месяце и оставались на небе почти две недели. В это время ужасная сарацинская напасть [1124] принесла жестокое опустошение в Галлию, но немного спустя они в той же провинции были сполна наказаны за свою нечестивость. В том году Эгберт, святой человек Божий, отошел к Господу в день Пасхи, как уже говорилось; вскоре после Пасхи, в седьмой день до майских ид [1125], эту жизнь покинул король Нортумбрии Осрик, правивший одиннадцать лет и завещавший престол Кеолвулфу [1126], брату своего предшественника Кенреда. И начало, и продолжение его правления полны столь многих серьезных событий и изменений, что пока невозможно рассказать о них или предугадать, каков будет их итог.

В году от воплощения Господа 731–м, за день до январских ид [1127] умер в преклонных годах архиепископ Бертвальд, занимавший кафедру тридцать семь лет, шесть месяцев и четырнадцать дней. В том же году вместо него архиепископом стал Татвин из Мерсийской провинции [1128], который был священником в монастыре под названием Бриудун [1129]. Он был посвящен в десятый день июня, воскресенье, в городе Доруверне достопочтенными епископами Даниэлем Вентанским, Ингвальдом Лондонским, Элдвином Лиситфельдским и Элдвулфом Хрофским. Был он прославлен религиозностью и мудростью и весьма учен в святых писаниях.

Ныне над церквями Кента предстоят епископы Татвин и Элдвулф, над провинцией восточных саксов–епископ Ингвальд [1130], над восточными англами–епископы Элдберт и Хатулак [1131], над западными саксами–епископы Даниэль и Фортхер, над Мерсийской провинцией–епископ Элдвин. Епископ Валкстод управляет жителями земель к западу от Сабрины [1132], епископ Вилфрид–провинцией Хвисса [1133], а епископ Кинеберт–провинцией Линдисфарнской. Епископство острова Векта управляется епископом города Венты Даниэлем. В провинции южных саксов, несколько лет остающейся без епископа, епископские обязанности исполняет предстоятель западных саксов. Все эти провинции с их королями, как и прочие области юга до самой Сабрины, подчиняются королю Мерсии Эдильбальду [1134]. Сейчас в королевстве Нортумбрия, управляемом Кеолвулфом, четыре епископа: Вилфрид в Эборакской церкви, Эдильвальд в Линдисфарнской, Акка в Хагустальденской и Пектельм в месте под названием Белый Дом, где число верующих так умножилось, что была основана епископская кафедра, и Пектельм стал первым епископом [1135].

Пикты ныне заключили мирный договор с англами и радуются единению со Вселенской церковью в католическом мире и истине [1136]. Скотты, живущие в Британии, довольствуются своими землями и не замышляют никаких козней или вероломства против народа англов [1137]. Хотя большая часть бриттов все еще испытывает кровную вражду к народу англов и ко всей католической церкви из–за своей неверной Пасхи и дурных обычаев, они ни в чем не могут добиться желаемого. Хотя часть их управляется собственными правителями, часть все же осталась подчинена англам [1138].

В эти благоприятные времена мира и процветания многие из народа нортумбрийцев, как знатные, так и простые, отложили оружие и приняли постриг, предпочтя вместе с детьми принести монашеский обет, а не упражняться в искусстве войны. К чему это приведет, увидят будущие поколения [1139].