Поскольку существует много таких мест, не приносящих пользы, как говорится, ни Богу, ни людям [1187], так как они не ведут жизнь по правилам, угодным Господней воле, и не учреждены военачальниками и комитами светской власти для защиты нашего народа от варваров, всякий, кто учредит в одном из таких мест епископство в соответствии с нуждами времени, не будет виновен в отступлении от своего долга, но, напротив, исполнит истинную обязанность благочестия. Как может быть сочтено грехом, если неправедные установления правителей исправляются верными решениями куда лучших государей, а нечестивые писания зловредных авторов заменяются истинными суждениями честных священников? Это полностью согласуется с примерами из священной истории, которая описывает времена царей Иудеи от Давида и Соломона до последнего из их рода, Езекии, и показывает, что некоторые из них были благочестивыми, но большинство дурными; дурные отвергали деяния своих славных предшественников, а после праведные вновь со всем старанием исправляли злодеяния дурных с помощью Духа Божьего, говорящего через пророков и священников в согласии со словами святого Исайи, сказавшего: ”Разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и расторгни всякое ярмо [1188]”.

Имея примером твою святость и поддержкой рвение нашего короля, можно будет исправить неправильные деяния и писания наших предшественников и привести нашу провинцию как к Божьему, так и к мирскому благу, иначе в скором времени или исчезнет вера и сгинут любовь и страх Божий, или же из–за сокращения в числе мирского воинства не хватит людей для защиты наших границ от варварских нашествий. Стыдно сказать–вы и сами хорошо это знаете, — как много мест, именуемых монастырями, населено людьми, не имеющими понятия о монашеской жизни, так что не осталось даже имений, годных для отдачи сыновьям знатных или ветеранам [1189]. Ничем не занятые и безбрачные, они живут без всякой цели и либо уплывают за море, покидая страну, которую должны защищать, либо совершают еще больший грех и бесстыдство–не имея привычки к целомудрию, служат нечистоте и разврату, не щадя даже дев, посвященных Христу.

Другие поступают еще более постыдно–это те миряне, что, не имея ни опыта жизни по правилу, ни влечения к ней, покупают у королей под предлогом строительства монастырей имения, где могут беспрепятственно утолять свою похоть. Эти имения дарованы им в наследственное владение хартиями королей и письменными разрешениями епископов, аббатов и светских владетелей, как будто они действительно угодны Богу. Присвоив таким образом большие или малые имения, они освобождаются от служения Богу или людям и, будучи мирянами в монашеском обличье, служат лишь своим желаниям [1190]. К тому же они селят там не настоящих монахов, но скорее бродяг, изгнанных из подлинных монастырей за грехи и непослушание, или тех, кого им удалось переманить, или же собственных прислужников, которых они вынудили принять постриг и принести обет послушания себе самим. Построенные ими ”монастыри» они наполняют толпами таких испорченных людей, и те–неподобное и невиданное прежде зрелище! — живут там со своими женами и незаконными детьми и, вставая с ложа греха, творят в монастырских пределах все, что захотят. Они даже осмеливаются приобретать для своих жен такие же ”монастыри», где эти мирянки получают власть над служительницами Христа. К этим людям можно отнести известную пословицу: ”И осы строят улей, только вместо меда наполняют его ядом» [1191].

Так спустя тридцать лет после смерти короля Альдфрида наша провинция настолько погрязла в безумных заблуждениях, что почти все местные правители завели себе такие ”монастыри» и вовлекли своих жен в тот же грех нечестивого преображения; то же, по мере распространения этого вредного обычая, стали делать королевские министры [1192] и служители. В таком извращенном состоянии многие называют себя аббатами и в то же время являются правителями или королевскими министрами; как миряне, они знают о монашеской жизни по слухам, а не по личному опыту, и остаются в полном неведении о правилах, которым должны следовать. Как вы знаете, эти люди вдруг по своему капризу принимают постриг и так же вдруг из монахов становятся аббатами. Они не знают монашеских добродетелей и не стремятся к ним, и к ним как нельзя более подходит евангельское изречение: ”Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму [1193]”. Такая слепота могла бы быть устранена регулярным соблюдением правил и изгнана из пределов святой Церкви епископской и соборной властью, если бы епископы сами не предавались злодеяниям подобного же рода; они не только не противодействуют неправедным установлениям, но подтверждают их, как мы сказали, своей властью. Они письменно одобряют эти нечестивые хартии из той же алчности, что и миряне, приобретающие подобные ”монастыри» [1194].

Я мог бы в этом письме поведать тебе больше о подобных делах и других злоупотреблениях, в которых ныне погрязла наша провинция, если бы не был уверен, что ты и сам хорошо о них знаешь. Я пишу не затем, чтобы сообщить тебе что–либо неизвестное ранее, но дружески увещеваю тебя исправить, насколько можно, то положение, которое ты также считаешь недолжным.

Ныне я прошу и побуждаю тебя ради Господа охранять вверенное твоим заботам стадо от нападения хищных волков и помнить, что ты должен быть не наймитом, а пастырем, который доказывает свою любовь к верховному Пастырю тем, что заботится о своих овцах и готов, если понадобится, отдать за них жизнь вслед за блаженным предводителем апостолов. Будь бдителен, чтобы, когда тот же предводитель апостолов и другие вожди сонма верующих увидят в Судный день конечные плоды своего пастырского труда, часть твоей паствы не оказалась бы вместе с козлищами по левую руку Судьи и не была бы подвергнута проклятию вечного пламени, но напротив, чтобы ты оказался среди тех, о ком сказал Исайя: ”От малого произойдет тысяча и от самого слабого–сильный народ» [1195].

Ты должен внимательно следить, что в монастырях твоей парухии делается хорошо и что плохо; ищи, где аббат невежествен и нарушает правило [1196], где над сообществом Христовых служителей и служительниц поставлена недостойная аббатисса или где, напротив, непокорные ученики восстают против приказаний их духовных наставников–ведь, как я не раз слышал, епископы утверждают, что монастырские дела подлежат суду не королей или светских правителей, а одних лишь епископов, кроме тех случаев, когда кто–либо в монастыре совершил преступление против мирских законов. Ты должен, говорю я, помешать дьяволу присвоить те места в королевстве, что посвящены Богу, иначе мир сменится раздором, благочестие–ссорой, трезвость–опьянением, целомудрие и смирение–развратом и убийством; иначе и среди вас найдется тот, к кому можно будет отнести слова: ”Видел я тогда, что хоронили нечестивых, и приходили и отходили от святого места, и они забываемы были в городе, где они так поступали» [1197].

То же могут свободно и радостно совершать состоящие в браке, если они соблюдают умеренность и исповедуют добродетель целомудрия [1198].

Я взял за труд коротко изложить эти соображения тебе, святейший епископ, ради твоей любви и ради всеобщего блага. Искренне желаю и всячески настаиваю, чтобы ты позаботился об избавлении нашего народа от прошлых ошибок и о приведении его на более правильный и прямой путь жизни. Если люди любого звания или положения попытаются помешать тебе, следуй своим путем, помня о небесном воздаянии, и будь твердо уверен в правильности и святости своих дел. Я сознаю, что нашим увещеваниям будут противиться многие, особенно те, кто вовлечен в греховные деяния, о которых я писал тебе; поэтому помни ответ апостола: ”Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам [1199]”. Бог повелел: ”Продавайте имения ваши и давайте милостыню [1200]”, и еще: ”всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником [1201]”. Но некий народ, считающий себя служащим Богу, взял за обычай не только не продавать все, что имеет, но даже приобретать то, чего еще не имеет. Как может кто–либо служить Богу, сохранив все богатства прежней жизни и под благовидным предлогом пытаясь получить еще и чужие богатства? Когда Анания и Сапфира поступали подобным образом, апостолы определили, что такой поступок не заслуживает покаяния или возмещения, но карается неотвратимой смертью [1202]. А ведь они не возжелали чужого богатства, а всего лишь попытались сохранить свое. Всем ясно, насколько души апостолов были далеки от того, чтобы требовать каких–либо богатств; ведь они служили Господу бескорыстно, исполняя правило: ”Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие [1203]”. С другой стороны, они научались противоположным примером: ”Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение [1204]”. Или мы думаем, что апостол Павел заблуждался или лгал, когда призывал нас: ”не обманывайтесь [1205]” и далее: ”ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют [1206]”. И еще: ”Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога [1207]”. Если апостол ясно именует алчность и любостяжательство идолослужением, как можем мы думать, что обманываются те, кто избегает участвовать в делах алчности, хотя бы им приказывал сам король, или же своими руками искореняют нечестивые документы и свидетельства?

Мы можем лишь удивляться безрассудству упрямцев или, скорее, печалиться о несчастии слепцов, которые везде и всякий день без всякого страха Божьего отвергают и оставляют без внимания слова апостолов, вдохновленных Святым Духом. Напротив, они страшатся отвергнуть и исправить то, что они сами или те, кто вдохновляются алчностью и нечистотой, но считают себя святыми и охраняемыми Богом, написали в подражание тем язычникам, которые отвергают истинного Бога и поклоняются, страшатся, обожают и превозносят как богов предметы, сделанные и изготовленные ими самими, полностью заслужив упрек нашего Господа фарисеям, предпочитавшим свои вторичные обычаи Божьим законам: ”Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? [1208]” Даже если они представят в оправдание своих нечестивых дел хартии с подписью знатных, не забывай, прошу тебя, суждения Господа нашего, сказавшего: ”Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится [1209]”.

Господь сказал: ”Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их [1210]”. Я хотел бы услышать от тебя, возлюбленный епископ, что ты знаешь о посмертной судьбе тех, кто всю жизнь следует широкими вратами и пространным путем и ни в какой мере не отвергает ни малейшего из удовольствий и похотей тела и души ради небесного воздаяния. Или мы должны верить, что их очистит от грехов подаяние, которое они раздают бедным среди вседневных наслаждений, в то время как только раскаяние, принесенное в дар Богу, может очистить их и избавить от греха? Или мы надеемся, что после смерти таинство святой мессы может искупить тех, кто при жизни шел путем греха?

Может быть, грех любостяжания кажется им малым? Поговорим об этом более подробно. Этот грех исключил из числа святых Валаама, полного духом пророчества [1211]; он предал анафеме и истребил Ахана [1212]; он отнял у Саула регалии царства [1213]; он отобрал у Гиезия пророческий дар и поразил его и его потомство болезнью проказы [1214]; он принес смерть телесную Анании и Сапфире, которых мы уже упоминали [1215], как недостойных общества монахов; если подняться выше, именно он изгнал ангелов с небес и лишил наших первопредков вечных райских наслаждений.

Если хочешь знать, то именно от ужасных зубов трехглавого адского пса, которого поэты прозвали Кербером [1216] предостерегал нас апостол Иоанн, сказавший: ”Не любите мира, ни того, что в мире; кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» [1217].

Все это я вкратце сказал об отраве алчности. Что касается прочего, то если бы мы столь же пространно рассуждали о пьянстве, скупости, сластолюбии и прочих подобных пороках, длина этого письма увеличилась бы до немыслимых пределов.