Король Эгфрид женился на женщине по имени Эдильфрида, дочери много раз упомянутого короля восточных англов Анны, мужа весьма религиозного и благородного духом и деяниями. До того она была выдана за правителя Южного Гирве [845], которого звали Тондберт, но он умер вскоре после женитьбы, и ее отдали Эгфриду.

Нам не следует сомневаться, что случавшееся в прежние времена, как мы узнаем из достоверных источников, может происходить и в наши дни с помощью Господа, который обещал быть с нами даже до скончания века [846]. И Божье чудо нетления ее плоти после смерти свидетельствует о том, что она при жизни осталась не оскверненной связью с мужчиной.

Долгое время она просила короля позволить ей оставить заботы этого мира и служить Христу, единственному истиному Царю, в стенах монастыря; когда она с великим трудом добилась такого позволения, она ушла в монастырь аббатиссы Эббы, тетки Эгфрида, который находится в месте под названием Колуд [847], и приняла от упомянутого предстоятеля Вилфрида чин и одеяние монахини. Год спустя она сама сделалась аббатиссой в месте, называемом Эльге [848], где она выстроила монастырь и примером своей небесной жизни и учения сделалась матерью в девичестве для многих дев, посвященных Христу. Сообщают, что со времени прихода в монастырь она ни разу не надевала полотна, но носила только одеяние из грубой шерсти, а горячую ванну [849] принимала только по великим праздникам, таким как Пасха, Пятидесятница и Богоявление, и то последней, когда все служительницы Христа уже помылись с ее помощью. Больше одного раза в день она ела только по праздникам или же по крайней необходимости; она всегда оставалась в храме после вечерней службы и молилась до рассвета, если ей не мешала болезнь. Некоторые говорят, что силой пророчества она не только предсказала, что причиной ее смерти станет чума, но и открыла всем число тех сестер монастыря, кто падет жертвой той же болезни. Она отошла к Господу вместе с прочими, пробыв аббатиссой семь лет. Когда настал ее черед, она по ее приказанию была похоронена в таком же деревянном гробу, как и прочие монахини.

В должности аббатиссы ей наследовала ее сестра Сексбурга [850], которая была женой короля Кента Эрконберта. Спустя шестнадцать лет после смерти Эдильфриды аббатисса решила извлечь ее кости и поместить их в новый гроб в храме; она попросила нескольких братьев взять несколько каменных блоков и изготовить гроб для этого случая. Они сели в лодку–поскольку Эльге со всех сторон окружен реками и болотами и больших камней там нет–и поплыли к небольшой заброшенной крепости неподалеку, называемой на языке англов Грантакастир [851]. У стен крепости они нашли прекрасный гроб из белого мрамора со стоящей рядом крышкой, сделанной из того же камня [852]. Поняв, что Господь благословил их предприятие, они отвезли гроб в монастырь.

Когда могила святой девы и невесты Христовой была раскрыта и тело извлечено на свет, увидели, что оно нетленно, как будто покойная умерла и была похоронена в тот самый день. Об этом свидетельствуют упомянутый предстоятель Вилфрид и другие очевидцы; но самое надежное свидетельство исходит от врача по имени Кинефрид, который присутствовал при ее кончине и при ее поднятии из могилы. Он вспоминал, что во время ее болезни у нее под подбородком образовалась большая опухоль. «Я велел, — сказал он, — удалить опухоль, чтобы выпустить вредоносный гной. После этого два дня ей было легче, и многие думали, что она поправляется. Но на третий день к ней вернулись прежние боли, и скоро она покинула мир, поменяв боль и смерть на вечные здоровье и жизнь. Когда через несколько лет ее останки были извлечены из могилы, над ними воздвигли шатер, и все сообщество собралось вокруг с пением, братья с одной стороны, а сестры с другой. Сама аббатисса с несколькими людьми вошла внутрь, чтобы достать кости и омыть их, и тут мы услышали ее громкий возглас: «Да славится имя Господа!» После этого они пригласили меня войти, приподняв полог шатра, и я увидел тело святой девы Божьей, извлеченное из могилы и лежащее на ложе так, будто она уснула. Они подняли ткань, закрывавшую ее лицо, и показали мне, что разрез, сделанный моим лезвием, затянулся, и от зияющей раны, бывшей в момент ее смерти, остался лишь едва заметный шрам [853]. Более того, льняные ткани, в которые было завернуто ее тело, остались такими же целыми и свежими, как в тот день, когда ими облекали ее непорочные члены».

Говорят также, что, пораженная этой опухолью и болью в шее и подбородке, она с радостью принимала эту боль и много раз говорила:»Я хорошо сознаю, что заслужила тягость этой болезни на своей шее, ибо в юности я носила на шее избыточную тяжесть ожерелий. Верю, что Бог в Его благости послал мне эту боль, чтобы освободить от греха бесполезной суетности. Теперь вместо злата и жемчугов на шее моей горит эта красная опухоль». Случалось, что прикосновением этих льняных тканей изгонялись демоны из тел одержимых ими, а иногда исцелялись и другие болезни. Говорят, что гроб, в котором она была похоронена прежде, исцеляет от глазных болезней; те, кто помолится, положив голову на гроб, быстро получают избавление от боли и тусклости в глазах. Итак, девы омыли тело, переодели его в новые одежды, отнесли в храм и поместили его в привезенный саркофаг, где оно покоится до сего дня, окруженное великим поклонением. Этот саркофаг чудесным образом подошел к телу девы, будто был сделан специально для нее, и отдельно вырезанное углубление для головы тоже точно подходило по ее размеру.

Местность Эльге простирается на шестьсот фамилий в провинции восточных англов и, как уже говорилось, напоминает остров, будучи со всех сторон окружена болотами или водой. Свое название она получила от большого количества угрей, которых ловят в болотах [854]. Эта служительница Господа пожелала воздвигнуть там монастырь, потому что, как было сказано, она происходила из той провинции.

ХХ (ХVIII). Гимн ей

Кажется подобающим поместить в этой истории гимн девственности, который я сложил много лет назад в элегическом размере [855] в честь королевы и невесты Христовой, подражая Святому Писанию, в котором в историю вставлено множество песен, составленных, как хорошо известно, в размере стихов.

«Щедрый Один из Трех, владеющий всеми днями, благослови мой труд, щедрый Один из Трех! Битву воспел Марон [856], я же–величье мира; пою благодать Христа, как битву воспел Марон. Песня моя чиста; пусть похищенье Елены грешники воспоют, а песня моя чиста. Божьи дары я пою, не беды Троянской осады; радостные для всех Божьи дары я пою. Свыше сошел Господь в утробу блаженную девы; чтобы людей спасти, свыше сошел Господь. Дева–Мать родила, став вратами Родителю мира; Господа Бога Мария, Дева–Мать, родила. Славит девичий хор Деву, мать Громовержца [857], сияние чистое девства славит девичий хор. Слава ее родила сии благородные всходы; девственности цветы слава ее родила. В огненном зеве печи не дрогнула дева Агата; дева Евлалия выстояла в огненном зеве печи. Диких смирила львов высокая духом Фекла, и чистота Евфимии диких смирила львов. Смехом встречала меч палача святая Агнесса; в том же несчастье Цецилия смехом встречала меч [858]. Многие в мире хвалы стяжали чистые сердцем; любящим подобают многие в мире хвалы. И наш украсился век столь же блаженною девой; царственной Эдильфридой и наш украсился век. Славой отцов была, родом и властью богата, но показался Господь славнее ей славы отцов. Красою она цвела на троне подзвездного царства и, выше звезд утвердившись, красою она цвела. Где же найти жениха, чтоб тебе, госпожа, подошел он? Если жених твой Христос, где же найти жениха? Матерь Царя времен восседает с тобою ныне; может быть, ты сама–матерь Царя времен [859]. Богу себя поручив, двенадцать годов преславных [860] в монастыре провела, Богу себя поручив. Предавшись душой небесам, былую умножила славу, и испустила дух, предавшись душой небесам. В гробнице тело ее провело ноябрей дважды восемь [861]; но не подверглось тленью в гробнице тело ее. Христос [862], велика Твоя власть–даже в сырой гробнице нетленно тело ее–Христос, велика Твоя власть! Рассеялись тлен и болезнь перед блаженною славой, вместе со страхом смерти рассеялись тлен и болезнь. Льет слезы ярости враг, соблазнивший некогда Еву; девой теперь побежден, льет слезы ярости враг. Смотри же, Господня жена, земная пришла к тебе слава! На славу грядущую в небе смотри же, Господня жена! Много даров принесет факелов брачных сиянье [863]; в славе грядущий Жених много даров принесет. Ныне сладчайше звучит еще небывалая песня; гимн Жениху твоему ныне сладчайше звучит. Оставив земную любовь для сонма блаженного Агнца, навек не расстанешься с Ним, оставив земную любовь».

ХХI (ХIХ). Как архиепископ Теодор заключил мир между королями Эгфридом и Эдильредом

В девятом году правления короля Эгфрида произошла жестокая битва между ним и королем мерсийцев Эдильредом у реки Трента, в которой был убит брат короля Эгфрида Элфвин [864], юноша восемнадцати лет, весьма любимый в обеих провинциях, поскольку король Эдильред был женат на его сестре по имени Осфрида [865]. Хотя было множество причин для продолжения войны и вражды между королями и двумя воинственными народами, возлюбленный Богом архиепископ Теодор, уповая на Божью помощь, сумел погасить это великое и губительное пламя своим мудрым советом. В результате между королями и их народами был установлен мир, и за смерть королевского брата не потребовали других жизней, а только обычное денежное возмещение, которое платят за смерть брата королю, обязанному отомстить за него [866]. Так между этими королями и их королевствами на много лет воцарился мир.

ХХII (ХХ). Как с некоего узника спали оковы после отслуженной за него мессы

В битве, где был убит король Элфвин, произошел знаменательный случай, о котором, как я думаю, не следует умолчать, поскольку рассказ о нем может послужить к спасению многих. Во время сражения один из воинов короля, юноша по имени Имма, был повержен вместе с другими; весь день и следующую ночь он пролежал как мертвый среди убитых, но наконец пришел в сознание, сел и кое–как перевязал свои раны. Посидев немного, он встал и пошел искать товарищей, которые могли бы оказать ему помощь. Но в это время он был застигнут и пленен воинами врага, которые отвели его к своему господину, комиту короля Эдильреда. Спрошенный, кто он такой, он побоялся признаться в том, что он воин, и назвался бедным селянином [867], обремененным семьей, который вместе с другими подобными ему принес воинам еду. Комит велел лечить его, но как только Имме стало лучше, его сковали, чтобы он не убежал ночью. Однако они никак не могли его заковать, поскольку цепи сразу спадали с него.