Св. праведный о. Иоанн Кронштадтский-Предсмертный дневник.-1908г, май - ноябрь-Часть I-24 мая - 12 августа 1908

4 Августа. Понедельник, Благодарю Гда за ванну, которую я взял вчера вечером. Да будет она мне на пользу и во славу Божию. Аминь. -

Антонина Косова из Астрахани36, девица 16ти лет, неверующая, непослушная, гордая, злая, непокорная, ругательница, презрительница матери, которая из-за нее плачет и едва с ума не сходит. Мальчики - Федор 14ти лет и Сергий 12ти тоже подражают сестре Антонине и грубят ей. Отец не занимается детьми, - сердитый, занят торговлей до пристрастия к ней. Господи, накажи Антонину за дерзость и пошли ей болезнь и напасть, чтоб смирилась и научилась слушаться матери и почитать ее, добрую, простую, неграмотную.

5 Августа. Вторник. Утро. Сегодня Божией милостью уезжаю из Вауловского Успенского Скита в С.-Петербург, в Ивановский Монастырь37. Благослови, Гди, путь наш. Благодарю Тебя за дар здравия. - Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвинутся стопы мои. (Пс. 16, 5) - Пред обедней. Помяни, Гди, всех заповедовавших мне, недостойному, молиться о них.

Скоромное лекарство очень хорошо подействовало, не расслабляя (простокваша).

11 Августа. Логика Христианская, кажется, не трудна и легко может быть понимаема и изучаема, и слишком жизненна для того, чтобы полюбить и изучить, и усвоить ее всем сердцем; а между тем ее-то, эту Христианскую логику, и забыли почти все; и простые, и ученые (мнимоученые), именно в нее не вникают и не изучают с усердием, как другие земные и утилитарные науки, искусства и художественные мастерства; и оправдана эта небесная логика и премудрость чадами ея, вроде - Серафима Саровского, Феодосия Черниговского, Тихона Задонского, Митрофана Воронежского и всеми древними, средневековыми и новыми святыми угодниками Божиими. Кто из мирян ныне ищет эту драгоценную жемчужину (души по образу и подобию Божию), это сокровище сокрытое в поле, это зерно горчичное, эту закваску, которую женщина положила в три меры муки?38

12 Августа. Римские папы целую тысячу лет с лишком работали в свою пользу кичения и гордости и всякой лжи, а не Христу, не Церкви Его, измыслив множество фальшивых учений - о главенстве папы в церкви, о непогрешимости, о опресноках на Литургии, о причащении одним Телом без Крови, о чистилище и проч., нагромоздили столько новых, неслыханных догматов (о непорочном зачатии), что невозможно никому спастись, исповедующему католическую веру и ложь мнимо католическую - признающим за истину. Древо добро плоды добры творит, а древо зло плоды злы творит. По плодам их узнаете их. (Мф. 7, 17, 20) Не кичитесь, католики, вас сам Бог осудил вонже, как Христос фарисеев и саддукеев и первосвященников иудейских. Недаром жиды и поляки заодно действуют, в одном духе.

Сокровище сокровищ на поле - это Церковь; сокрыто это сокровище Правдою Божию от мнящихся быть мудрыми - ученых века сего. Ходят кругом и около этого Божественного сокровища, а не найдут его, или и видя, как-бы не видят, и слыша, не разумеют... Сказать на эту тему проповедь. -

12 Августа. Гди! Тебя ли, безмерно благого и непристанно нам всячески благодеющего, огорчаем всякими грехами-злобами, завистью, лукавством, лицеприятием, лицемерием, ропотом, хулою, нетерпением, блудными и скверными помыслами, холодностью, неблагодарностью, леностью, нечувствием греховным, и всякими страстями. Исправь нас ими же веси судьбами и яви нас достойными Себя, чтобы нам достойно жить своего христианского звания и избрания. -

Вечер 9ть час. Благодарю Гда, помиловавшего меня величественным помилованием утром, когда я раздражился на слугу Евгению за то, что поздно (казалось) на пароход Ораниенбаумский для следования к принцу Ольденбургскому, и едва не ударил её. Благодать оставила меня, и мне было очень худо, смутно, тесно, мрачно, смертельно; и я каялся из глубины души, да как каялся! Как Давид по согрешении, как Манассия, пленный Царь Иудейский! Как убедительно и для себя, и для Гда! И долго каялся тайно, едучи на пристань, и - почувствовал, наконец, что я помилован, что мне прощен грех мой. И как отвратителен, безсмыслен, неправеден был мой гнев. Ибо я поспел вовремя на пароход, и еще ждал отхода его.

Согрешил я, Гди, неприязнию к кривым, глухим (хотя и сам глухой), хромым, обезображенным в лице рябинами или шрамами, не имеющим настоящего носа и рта, и всяким, так или иначе обезображенным болезнью или разными несчастными случаями, забывая, что они такие-же люди, как и приятные лицом и правильным устройством всего тела, что их души также по образу Божию и, может быть, гораздо прекраснее они нас по внутреннему достоинству, по добродетели тайной или явной. Исправь страстное сердце мое, Господи, да всех люблю по заповеди Твоей: возлюби ближнего Твоего, как самого себя. -

Благодарю Гда за сегодняшнюю раннюю Литургию и доброе причащение себя и других, в церкви и дома. Благодать великая!

КОММЕНТАРИИ

1 Св. архидиакон Афанасий Александрийский (293-373), родился в Александрии, в семье благочестивых родителей-христиан. В 319 г. еп. Александрийским Александром рукоположен во диакона. Примерно в это же время появляются его первые сочинения богословско-философского характера: "Слово против язычников" и "О воплощении Бога-Слова в лице Иисуса Христа". На первом Вселенском Соборе (325) св. Афанасий" явился неустрашимым обличителем арианства. В 326 г., по смерти еп. Александра, св. Афанасий, 33 лет от роду, был избран на Александрийскую кафедру. Будучи епископом, часто публично выступал против ересей, за что неоднократно был гоним властями. (Архим. Владимир, впоследствии еп. Сарапульский. Отец православия св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский., СПб, 1901, с. 5-11).

2 Евпраксия (в миру - Кононова Евдокия), (1853-?), монахиня, из крестьян Новоладожского у., Петербургской губ.; в 1875 г. поступила в Староладожский Успенский женский монастырь, 10 ноября 1901 г. зачислена в послушницы Сурского Иоанно-Богословского монастыря. 20 марта 1903 г., по указу Петербургской духовной консистории пострижена в монашество в Петербургском Иоанновском монастыре. С 20 июля 1903 г. заведующая Вауловским Успенским Скитом Иоанновского монастыря. (ЦГИА СПб, ф. 19. оп. 113, д. 4106, л. 4-об.-5).