Св. праведный о. Иоанн Кронштадтский-Предсмертный дневник.-1908г, май - ноябрь-Часть I-24 мая - 12 августа 1908

Слава Богу! Новый дневник. 24 Мая 1908 г.

Чьи это слова: приимите, ядите; сие есть Тело Мое; Яже за вы ломимое во оставление грехов? И пиите от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового 3авета. Яже за вы... во оставление грехов? Не слова ли это Творца всеблагого и всемогущего, и Спасителя всещедрого всего человеческого рода, Агнца Божия, вземлющего грехи всего мира? Арий-еретик низвел Творца в род тварей и не признавал Его единосущным и совечным Отцу, единого с Ним и Духом Святым Существа. Может ли тварь претворять существо вещей в совершенно другую природу, напр.: Пшеничный Хлеб в Самое Пречистое Тело Божие и Красное виноградное вино в Самую Пречистую Животворящую Кровь Божию? Не Творец ли только Всемогущий может это творить и претворять? А Арий с единомышленниками, коих были десятки тысяч, не признавали Иисуса Христа Творцом. Вот в чем велика беда была для православных и еретиков: они в случае доверия Арию лишились бы общения с Церковью и вечного спасения. Еретик Арий хотел уничтожить православную веру спасительную и ввести веру еретическую, погибельную. Поэтому православные Архиереи, священнослужители и миряне православные крепко противостали Арию, и сам Благочестивый Император Константин равноапостольный, собравший со всех концов православного мира святых епископов, пресвитеров и отчасти, диаконов, в числе коих был Св. Архидиакон Афанасий Александрийский; потом поставленный в Архиепископа Александрии в Египте. Они разсмотрели, взвесили и опровергли нечестивое учение Ария и его единомышленников, и предали проклятию, как богопротивное и погибельное, и составили изложение Православной веры или Символа Веры на все времена до скончания века по ясному и властному и премудрому учению Св. Духа Бога. И мы доселе всесогласно и единомысленно веруем в этот Символ Веры и ни одной йоты не прибавляем к нему, чтобы не лишиться спасения за ложную прибавку или вставку, как католики лютеране и англиканцы. Богу нашему в Троице Слава во веки веков. Аминь. 4 часа вечера 24 Мая.

26 Мая. Понедельник. Молока не есть; желудок не переносит, не может справиться с ним. Крупянку на грибах (перловой крупы); - пирогов не есть; ватрушек - тоже, вообще пить крайне мало после Литургии. -

26 Мая. Вечер. За скорую Твою милость, Гди, благодарю; я разгневался на Евпраксию заведующую Вауловым, смутился, уязвился, покаялся и получил от Гда прощение и мир. Слава Тебе, Скоропослушниче Гди! Аминь.

Творчество и Промысел Божий на цветах, на траве, на кустарниках и деревьях, на птицах, животных домашних и зверях, на рыбах, на раковинах и панцирях, живых тварях - на всяком творении. Наперед мысль (придумано) - рисунок всех тварей, цвет, форма, запах до безконечности разнообразно...

Горячая перловка (похлебка) вещь полезная для моего слабого живота; обсыпки тоже полезны. Слава Богу!

30 Мая. Помилуй, Гди, рабу Твою игуменью Ангелину, мучимую от злого духа асмодея. Внуши ей, Господи, смирение и дай ей горячность сердечную к Тебе, Богу Живота нашего. (Далее неразборчиво. - Kомм.)

28 Мая убит в Тифлисе грузинами Экзарх Никон. Священномученик. Прославь его, Гди, во Царствии Твоем.

Гди, измени сердце мое изменением всепрощения, благости, кротости, тихости, любви, терпения, снисхождения. Каюсь в раздражении моем, прости. Многомилостиво!

1 Июня. День Св. Троицы. Сильная гроза в 1 час пополудни; проливной дождь, ожививший всю растительность. Я спал на террасе глухой - грому не слыхал; молний не видел; уже перестала, Слава Богу, посетившему землю милостью Своею! -

3 Июня. Вторник по Св. Духе. Аминь. Помяни, Гди, рабу Твою Евпраксию во Царствии Твоем. -

Какой драматург диавол, - какие он во сне сцены производит в духе нынешнего времени своеволия, неповиновения низших - высшим, грубости их, насмеяния над старшими. Сцена дьячков. Укротись, окаянный, на бесконечные веки в огне неугасимом со всеми твоими соблазнами. Ну, уж и драма, чисто адская драма! -