Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Видите, какую многоразличную премудрость заключили в иконном изображении Богомудрые отцы наши. Они представили нам не только назидательное воспоминание прошедшего видимого, но и таинственное созерцание невидимого в области грядущего века.

Какое сладкое, хотя недосязаемо высокое, созерцание! Как светло сияет в нем любовь Божественного Сына к Богоблагодатной Матери! Какая точность Небесного Судии в воздаянии по делам земной жизни! Поелику Приснодева носила на руках своих Сына Божия во время Его земного младенчества, то в воздаяние за сие Сын Божий носит Ее душу на руках Своих, в начатке Ее небесной жизни.

Кто бы ты ни был, состранник земной жизни, слушающий меня, скоро и твоей и моей душе - не знаю, которой скорее, только верно скоро и твоей и моей душе отверзется невидимая область века грядущего. Подумали ль мы, что там нас встретит? Кто там нас примет? Удостоят ли Ангелы, подобно как душу Евангельского нищего, и нашу бедную душу нести в некую обитель света? Или ты о сем не заботишься и думаешь, что можешь обойтись и без сей почести? Не обмани себя. Правда, что это есть почесть достойным, но не есть ли это также и пособие нуждающимся? Если на пути видимого мира нужно нам охранение и руководство Ангелов, то не иначе ли при вступлении в безвестный и беспредельный мир невидимый? Теперь телесный мир стоит пред нами, как преграда, закрывающая от нас светлое Царство Небесное, но также отделяющая от нас и мрачное царство адское; но и теперь более или менее проникают до нас влияния преисподней тьмы, и тем более благопотребны нам вспомоществующие влияния из царства света; что же будет, когда душа наша, отрешаясь от тела, переступит за преграду мира телесного и вступит в непосредственное соприкосновение с миром темных сил, тогда как она не может сказать о себе, как мог сказать един Безгрешный: Грядет сего мира князь и во Мне не имать ничесоже (Ин.14:30)? Блажен, кто, смотря за гроб, имеет довольно присутствия духа, чтобы сказать с Давидом: Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Пс.22:4) - Ты, свет мира и победитель ада, Ты, Который и сень смертную просвещаешь сиянием Креста Своего, Ты, Который за всех вкусил смерти, чтобы смерть поглощена была жизнию, Ты, Который заповедуешь Ангелам Твоим живущих в помощи Твоей сохранять во всех путях видимых и невидимых, во времени и за пределами времени! Но чтоб иметь такое присутствие духа, для сего надобно, чтобы точно был с нами Христос в нашей вере, в нашей любви, в нашей деятельности по Его воле и заповедям.

У Пророка Исаии, сия глаголет Господь: блажен, иже имеет племя в Сионе и южики во Иерусалиме (Ис.31:9). Если сие изречение имеет силу значения в отношении к Иерусалиму земному и народу Иудейскому, то несравненно большую в отношении к духовному Израилю и небесному Иерусалиму. Иудей, если не может прийти в земном Иерусалиме в дом сродника, может найти там для себя гостиницу и за деньги получить то, чего не может иметь по родственной приязни. Но в небесном Иерусалиме нет наемных жилищ, ни денег, ни купли, ни продажи. Или приди туда, как единоплеменник и сродник, или не будешь там принят. Но разве можем мы сделаться сродниками небесным гражданам, которых большею частью даже и не знаем? Можем сделаться сродниками не только гражданам небесным, но и самому Царю их. Читайте в Евангелии давно готовую грамоту Его для всех нас на сие высокое родство. Мати Моя и братия Моя сии суть, слышащии слово Божие, и творящии е (Лк.8:21). Итак, будьте, братия, прилежны к слушанию слова Божия, особенно глаголющего в Церкви, будьте деятельны и верны в исполнении Христовых заповедей, и вы войдете в родство небесное, будете иметь племя в горнем Сионе, и южики в нерукотворенном Иерусалиме, будете еще на земле, по слову Апостольскому, сожителе святым и приснии Богу (Еф.2:19), а наконец, они примут вас и в вечные кровы небесные, в причастие блаженства, и в созерцание славы Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы, 1847 г.[58]

Предста Царица одесную Тебе. Вся слава Дщере Царевы внутрь (Пс.44:10,14)

Кого это изображает Пророк такими необыкновенными чертами, в одном из самых высоких и таинственных псалмов, названном песнию о возлюбленном [Пс.44:1]? Хотя бы мы для узнания сего не имели иного средства, как искать во всем роде человеческом лица, сходного с сим изображением, без многого труда и без недоумения могли бы мы найти черты пророческого изображения, несравненным светом сияющие в лице Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Она дщерь Царева, именно дщерь царя Давида и царствовавших по нем в Иерусалиме. Она имеет всю славу, какой только может достигнуть сотворенное существо, поелику есть Матерь Царя Славы, Матерь Бога Сына, по сему беспримерному достоинству Честнейшая Херувимов и Славнейшая Серафимов. Но вся слава Ее внутрь, поелику состоит не во внешнем блеске и великолепии, но во внутренних совершенствах и добродетелях и поелику Пресвятая Дева, во все житие Свое на земле, смирением заключала Свою славу в Своем сердце и удерживала от проявления.

Как же скоро в пророческом изображении дщери царевой, которой вся слава внутрь, узнали мы Пресвятую Деву Марию, то Ее же должны узнать в той же пророческой песни и в образе Царицы, представшей одесную Царя, Которого престол в век века, Который, будучи Бог, от Бога помазан елеем радости, паче причастник [Пс.44:8], то есть Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа.

Когда и где предстала Она пред Ним так торжественно? Без сомнения, по совершении Своего земного поприща, на небесах, где Он имеет у Отца Своего славу, которую имел прежде мир не бысть (Ин.17:5).

Она предстоит пред Ним, как предстоят рабы пред Господом, потому что и Она есть раба по Своему сотворенному существу, но вместе предстоит, как Царица, потому что участвует в Его славе, потому что имеет Матернее пред Ним дерзновение.

И можно ли думать, что ее предстояние пред Царем славы праздно и бездейственно? Если еще на земле, во время сокрытия Его и Своей славы, Она предстояла Ему с ходатайством о помощи в наших нуждах, даже маловажных, как, например, о вине для невинного веселия на браке, и еще не пришедший час Его благотворных чудодействий могла приближать (см.: Ин.2:1-9), то кольми паче ныне, на небеси, когда и Ее человеколюбие, и Ее пред Сыном и Богом дерзновение освободилось от земных ограничений, предстоит Она пред Ним не в забвении о земнородных, но деятельно предстательствует о нас, о благодатной помощи в наших нуждах, бедах и скорбях, о мире всего мира, о спасении каждой души, искренно желающей спасения, и как Царица (поелику на небесах нет имен без значения, силы и действия), и Сама имеет власть заступать, охранять и ущедрять милостями в державный Ее покров прибегающих.