Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

И вот вам, Христиане, нынешнее напутствие на путь Царствия вслед Небошественной Царицы, вот нынешний урок училища Христова: имейте достоинство и славу внутрь, благочестие и добродетель в сердце, во глубине души, пред очами Всевидящего, а не только в наружности, в словах и внешних делах, пред очами человеческими. Урок всегда полезный и спасительный, но, кажется, особенно требующий внимательного изучения в сем веке, который так много живет в наружность и, по естественному последствию развлечения, конечно, уже не довольно смотрит внутрь!

Как много у многих поглощает внимания, как много похищает времени, как много средств истощает усиленная страсть к блеску и приятностям в наружной жизни, в жилище, в одежде, в пище, в питии, в увеселениях! Сии многие думают, или и говорят: какая в том беда, что мы ищем своего удовольствия? Жалкое для деятельности разумного и нравственного существа оправдание, что от нее нет беды! Не заключается ли в сем оправдании обвинения, что в сей деятельности нет добра, нет пользы, нет достоинства? Но если для исправления вашей деятельности непременно надобно указать на розгу грозящей беды, то посмотрите, как по мере разлива роскоши уменьшается довольство и до чрезмерности увеличивается на дне общества отсед[60] нечистой и тунеядной нищеты; как пристрастие к блеску, переходя от богатых к небогатым, производит неразборчивость в средствах удовлетворять оному и повреждает нравственность частную и общественную, а с нею и порядок, и безопасность; как привычка утешаться благовидностями наружной жизни прокрадывается в жизнь духовную и повреждает нравственное чувство, сделавшего доброе дело оставляет недовольным, доколе оно не напечатано и не провозглашено, оказавшему заслугу не дает успокоиться в сознании заслуги, но мучит его жаждою отличия внешнего.

Остережемся, чтобы не погрешать в определении сравнительной цены наружного и внутреннего, чтобы не променять золота на медь и серебра на олово, чтобы, останавливаясь на наружном, не погрязнуть в суете. Не внутреннее существует для внешнего, но внешнее для внутреннего, внешние видимые блага для тела, тело для души, душа для Бога и Царствия Божия, а Царствие Божие, по слову Господню, внутрь вас есть (Лк.17:21), если вы не поработились наружному и не потерялись в нем.

Занимайтесь и пользуйтесь наружным соответственно потребности, с умеренностию, но всегда поспешайте обращаться к внутреннему.

Скажи украшенной храмине: ты не чертог Небесного Жениха. Чертог Его - непорочное сердце. Он вселяется верою в сердца (Еф.3:17).

Скажи изящным одеждам: ни одна из вас не годится быть одеянием брачным (Мф.22:12), в котором входят на царский брак и без которого извергаются во тьму кромешную. Сего одеяния не выткут на стане и не принесут из чужой земли: оно частию подается свыше, частию вырабатывается собственными подвигами каждого, по реченному: Облецытеся Господем нашим Иисус Христом (Рим.13:14); облецытеся во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение (Кол.3:12).

Скажи роскошному пиру: не сюда приидет Небесный Гость, хотя Он и обещал внити и вечеряти со всяким, кто Ему отверзет двери (Апок.3:20). У него иная пища: Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих (Мф.4:4). Ему надлежит отверзти двери сердца: отверзают же их молитва, любовь и соблюдение слова Его: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин.14:23).

Скажите помыслам тщеславия и корыстолюбия, когда они приближаются к вашим добрым делам: удалитеся, лисы губящие винограды (Песн.2:15), мы хотим сохранить Господу винограда никем не тронутый плод.

С помощью указанных теперь и подобных духовных размышлений и упражнений, да даст вам, братия, Отец Небесный, по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце (Еф.3:16), да, имея славу внутрь, достойны явимся приведения во славу вечную. Аминь.

Слово в день венчания на царство и миропомазания благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича, 1823 г.[61]

Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте (1Тим.2:1,2)