Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Скажет ли кто: "Я имею полное право называться верным, потому что верю христианскому учению о Боге"? Боюсь, чтобы такому не сделал сильного возражения апостол: Ты веруеши, яко Бог един есть: добре твориши; и беси веруют и трепещут (Иак.2:19). Однако их никто не называет верными.

Видите, что вопрос по видимому простой становится труднее при углублении в его исследование. Усильте же внимание, чтобы победить затруднение.

Применяя свойство нашего языка к духу евангельского учения, кажется без опасения погрешности можем мы в полном понятии веры признать три подчиненные и составительные понятия: уверенность, доверенность и верность. Когда апостол говорит, что без веры невозможно угодити Богу; веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскующим его мздовоздатель бывает (Евр.11:6), он указывает сим особенно на начальную часть веры, на уверенность в истинах Богопознания, на веру ума. Но, когда тот же апостол в другом месте говорит о Аврааме, что он верова Богу, животворящему мертвыя, и нарицающу не сущая, яко сущая, что он паче упования во упование верова (Рим.4:17-18), здесь представляется уже не простая вера ума, но более глубокая и более сильная вера сердца. Это безусловная преданность человека Богу, неограниченная доверенность к обетованиям благодати, не имеющая нужды ни в каком ручательстве доводов и удостоверений, это решительное направление души к Божественному, как бы естественно встречающееся с благодатию Божиею. Сюда принадлежит вера, приемлющая спасительную силу таинств и в особенных случаях знаменуемая дарами чудодейственными. Но, что и сего рода вера, даже чудодейственная, может иногда быть неполною, неоправдательною и неспасительною, в том не позволяет сомневаться грозное поистине изречение Христово: Мнози рекут Мне во он день: не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом; И тогда исповем им, яко николиже знах вас: отъидите от Мене, делающии беззаконие (Мф.7:22-23). Итак, необходимым дополнением веры, чтобы она была оправдывающею и спасительною, должна быть верность. На сие дополнение веры указует апостол, когда говорит: Праведный от веры жив будет; и аще обинется, не благоволит душа Моя о нем. Мы же братие несмы обиновения в погибель, но веры в снабдение души (Евр.10:38-39). Вера, противоположная погибельному обиновению, колеблемости, отступлению вспять, непостоянству, измене, есть верность, - верность Богу и Христу в неизменном исповедании православной веры, верность в отношении к заповедям Божиим, состоящая в неленостном их исполнении, верность в отношении к таинствам, дарованиям, служениям, в тщательном употреблении оных по намерению Божию, во славу Божию.

Теперь, кажется, открылось, что полное право на спасительное наименование верных не так легко приобрести, как легко мы присвояем себе сие наименование, не думая о праве. Если хочешь действительно принадлежать к числу верных, над которыми должно исполниться предуставление Христово: Иже веру имет и креститься, спасен будет (Мк.16:16)

Наконец, будь верен Царю Небесному, Которому, кроме того, что принадлежишь по праву естественному, как Творцу и Господу всего, сверх того добровольно вписался ты в службу, когда вступил в христианство. Будь же неизменно и постоянно верен Его имени. Его повелениям, Его службе, Его дарованиям и талантам, которые Он вверяет нам, комуждо противу силы его (Мф.25:15).

Вероятно, многие из нас не довольно опасаются сделаться неверными пред Богом, потому что представляют себе неверность только в большом виде, а не обращают внимания на неверность в малом. Если бы кто сказал нам: Идем, да послужим богом иным (Втор.13:2), кто не ужаснулся бы одной мысли о толикой неверности? В сем случае самая вескость зла уменьшает опасность подвергнуться оному. Сделаться неверным о мале не так страшно, и опасность, по виду маловажности пренебрегаемая, тем удобнее постигает неосторожных.

Иной успокаивает себя мыслями: "Я не то, что лукавый раб, который зарыл данный ему талант в землю, и ничего доброго не сделал - я нечто делаю, то еще не беда, если некоторые лепты моего таланта остались без прибыли или вовсе потеряны, что некоторые заповеди или обеты не исполнены, что некоторые дни года или часы дня не посвящены Богу, как бы надлежало, что некоторые средства добра употреблены небрежно или обращены только к удовольствию собственному". Ах, клеврет мой! Ты не так рассуждаешь, как судит праведный Господь наш. Только верному о мале Он дарует многое - следственно, попуская себе умышленно неверность в малом, ты сам себя лишаешь права на многое. И если за неверность в малом ты не получишь от Господа многого, да и малое утратишь неверностью, то с чем ты наконец останешься?

Лукавое самооправдание дерзает иногда говорить и то, что быть верным о мале не стоит труда, и что можно было бы больше быть верным, если бы больше было вверено. Заградим и сии бесстыдные уста словом Господним: Верный в мале, и во мнозе верен есть, и неправедный в мале, и во мнозе неправеден есть (Лк.16:10). Кто из рубля крадет или расточает, не то же ли сделает из тысячи? Так и в духовном: неверному в малом дары большие были бы только случаем к большей неверности. Не щедрости недостает у Бога, чтобы дать человеку вдруг многие и многие дары благодати, но, чтобы предохранить от крайнего осуждения за неверность в великом, Он испытывает его в меньших служениях и тем приготовляет к большим дарованиям.

Сими и подобными размышлениями потщимся, братия, часто возбуждать себя к верному во всем хождению пред Богом. Потщимся быть верными пред Ним в употреблении даров природы, да ниспошлет нам высшие природы дары благодати, верно сохраним начатки благодати, да сподобимся дарований больших. Как же скоро усмотрим в сем нашу неверность, будем по крайней мере верны в признании и исповедании грехов наших, и - Бог верен есть и праведен - да оставит нам грехи наша и очистит нас от всякия неправды (1Ин.1:9) и за сию верность в малом - в покаянии - воздаст нам обилием душевного мира и вечного спасения. Аминь.

Слово в день обретения мощей Преподобного Сергия (не останавливаться на пути ко спасению[71]). Говорено в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 5 июля 1838 г.[72]

Братие, аз себе не у помышляю достигша; едино же, задняя убо забывая, в предняя же простираяся; к намеренному теку, к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе. Флп.3:13-14