Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Помысли, бедная душа, что без общения с Богом блаженна быть ты не можешь, но и доступ иметь к Богу сама собою также не можешь. Рай, в котором некогда ходил Бог и беседовал с человеком, грехом утрачен и правосудием Божиим от тебя затворен. Можно было и в раю сделаться грешником и за то быть изгнану из него, но войти в него грехом не можно. Пламенное оружие Херувима заграждает от тебя вход его, проклятие гремит против тебя, закон осуждает тебя. С другой стороны, ты не имеешь силы сама собою исторгнуться из области тьмы, потому что наследственным и произвольным поползновением продана под грех, а как область греха принадлежит к владычеству имущего державу смерти, то ты ли, порабощенная, преодолеешь своих поработителей? Ты ли, проданная, искупишь себя от рабства? Что даст человек измену за душу свою (Мф.16:26)?

Но после сего помысли, бедная прежде и уже почти блаженная душа, что сделал для тебя единородный Сын Божий Иисус Христос. Он сошел с небес, чтобы к тебе приблизить Божество, к Которому без сего ты не могла бы приблизиться. Дивно и непостижимо приобщился Он твоего сотворенного естества, твоей плоти и крови, кроме греха, дабы Своим крайним снисхождением положить основание твоему восхождению, да возможешь благодатно и спасительно быть причастницею Его Божественного естества, Его животворящей плоти и крови. Будучи безгрешен, Он взял на Себя твои грехи со грехами всего мира, чтобы тяжесть их не подавила тебя и весь мир. Понес на Себе заслуженную тобою клятву, осуждение, смерть, мучение и тем заслужил и приготовил тебе благословение, оправдание, жизнь, блаженство. Чрез смерть и чрез самый ад прошел Он для тебя, чтобы отвсюду тебе открыть новый и живой путь, и Своим Воскресением и вознесением отверз тебе не только райские, но и небесные двери, ниспослав также и свет, и силу свыше для твоего восхождения по стопам Его. Как сокращение Своих для тебя дел, как залог Своих даров, как ключ к сокровищам благодати, дал Он твоей вере, любви и надежде Свое Божественное имя и сказал: Елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам.

Сими и подобными помышлениями вразумляй себя, христианская душа, какие для тебя блага заключает в себе имя Господа Иисуса, и отверзай чувство твоего сердца, чтобы оно могло усладиться Божественным благоуханием сего мира излиянного (см.: Песн.1:2). Уразумей, что истинно молиться Отцу Небесному во имя Господа Иисуса - значит не устами только произносить звуки сего имени, но наипаче к Самому Именуемому возводить внимание ума, обымать Его верою и любовию принимать Его в свое сердце.

Таким, собственно, молитвенникам принадлежит и по мере их веры и верности верно в них исполняется непреложное обетование Господа Иисуса: Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам.

Обещание успеха в молитве столь великолепное от Обещателя столь могущественного, столь верного, Который не только ручается за исполнение обещания, но и деятельно ходатайствует об исполнении оного, - такое обещание не есть ли вместе и поощрение к молитве столь сильное, что не нужно никакое дальнейшее о сем напоминание или настояние? Так бы, кажется, надлежало быть, но, видно, не то провидит Обещатель и, не довольствуясь обещанием, как бы опасаясь, чтобы оно не осталось без внимания и употребления, еще поощряет к молитве прямым повелением и настоятельным увещанием: Просите и приимете, да радость ваша исполнена будет.

Подлинно, есть в природе человеческой странная двоякость и противоречие направлений: с одной стороны, чувство нужды в Божественном и желание общения с Богом, с другой - какая-то тайная неохота заниматься Божественным и наклонность убегать от собеседования с Богом. И нетрудно понять, отчего это так. Первое из сих направлений принадлежит природе первозданной, а последнее - природе, поврежденной грехом. Это есть продолжение доныне того движения, которое оказалось в прародителях по первом нарушении заповеди Божией: Услышаста глас Господа Бога ходяща в рай по полудни; и скрыстася Адам же и жена его от лица Господа Бога (Быт.3:8).

О чада, уже не столько Адамовы, сколько Божии во Христе! Мы слышим глас Господа, уже не обличением греха смущающий, хотя, впрочем, и сие не столько тяжко, сколько благодетельно, не проклятием гремящий, хотя, впрочем, и страх у Него есть средство спасения, но кротко и любезно призывающий нас идти брать у Отца Небесного блага, которые мы грехом утратили. Неужели не последуем гласу Господню?

Если бы царь земной повелел провозгласить, что, кто придет и произнесет пред ним имя возлюбленного сына его, тот получит из его сокровищ богатый дар, думаете ли, что нужно было бы уговаривать рабов его, дабы они сим воспользовались? Как побежали бы все! Как старались бы упредить друг друга, пока не истощились царские сокровища! Но вот Царь Небесный чрез Единородного Сына Своего провозгласил, что всяк просящий во имя сего Сына властен получить из Его неистощимых и нетленных сокровищ все, чего желает, все, чем бессмертная душа может обогатиться и сделаться блаженною навеки. Что ж? Все ли бегут к Нему? Все ли возносят имя Сына Его и вместе с сим свои прошения и молитвы? Нет! Вот Он подтверждает Свое обетование, повелевает, убеждает: Просите, и приимете. Что теперь? Все ли одумались? Все ли восчувствовали свою небрежность, безрассудность, неблагодарность? Все еще нет! Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица (Дан.9:8).

Почудимся братия, Божиим щедротам и долготерпению. Устыдимся нашей лености и невнимания. Воздвигнем себя к духовному деланию, возбуждая ум от невнимания, собирая от рассеяния, очищая от помыслов, лукавых и суетных, и сердце от страстей и порочных желаний. В молитве терпите, бодрствующе в ней со благодарением. И все, еже аще что творите словом или делом, вся во имя Господа Иисуса Христа, благодаряще Бога и Отца тем (Кол.4:2; 3:17). Перестанем препятствовать, но потщимся содействовать исполнению в нас Господня повеления и обещания: Просите и приимете, да радость ваша исполнена будет. Аминь.

Слово в день обретения мощей Преподобного Сергия (о борьбе с плотскими похотями). Говорено 5 июля 1845 г.

Возлюбленный, молю яко пришелцев и странников, огребатися от плотских похотей, яже воюют на душу. 1Пет.2:11