Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Знаю выдуманные на сей случай извинения. Не всем, говорят, быть учителями и богословами, не всем быть Святыми.

То правда, что не всем предназначен дар и долг учительства, что и Апостол не желает многих учителей (Иак.3:1), и Церковь не многих удостоила имени Богословов. Однако ж никому не позволено в Христианстве быть вовсе не ученым и оставаться невеждою. Сам Господь не нарек ли Себя учителем и Своих последователей учениками? Прежде нежели Христиане начали называться Христианами, они все до одного назывались учениками. Неужели ли это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир Апостолов? Первее всего учить все народы: Шедше научите вся языки [Мф.28:19]. Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в Христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, не для тебя посланы Апостолы, ты не то, чем были все Христиане с самого начала Христианства, я не знаю, что ты такое и что с тобою будет.

Что касается до тех, которые хотят основать себе надежду спасения на сем, конечно не святом, догмате: не всем быть святыми, - довольно сказать против них одно святое слово. Мир имейте - пишет Апостол - со всеми, и святыню, ихже кроме, то есть без мира и святыни, никтоже узрит Господа (Евр.12:14). Сбудется приговор, произносимый миром против себя, что не всем быть святыми, но что будет с теми, которые не потщатся покаянием, верою, духовным учением, благоговейным житием очиститься, просветиться и рано или поздно имети святыню? Апостол уже решил их участь: Не узрят Господа.

Братия! Да не разлучат нас от Господа нерадение наше и невнимательность. Перестанем думать, если кто думал до сих пор, будто может угодить Ему, исполняя только некоторые обязанности, только наружно и как случится: Бог разумов Господь (1Цар.2:3), Бог же зрит на сердце (1Цар.16:7), Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). И так непременно нужно внутренне приготовлять и устроять для Царствия Божия наш разум и наше сердце. Воспользуемся для сего средствами, кои столь щедро подает нам Церковь, непрерывно нас учащая и вразумляющая, если только желаем учиться и вразумляться. Примем себе в деятельное руководство Апостольское слово, написанное некогда для Христиан Колосских, но точно и не мимо и каждого из нас изреченное Духом Святым: Слово Христово да вселяется в вас богатно, учаще и вразумляюще себе самех во псалмех, и пениих, и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви. Аминь.

Слово в день обретения мощей Святителя Алексия, 1853 г.[90]

Весь народ искаше прикасатися Ему: яко сила от Него исхождаше и исцеляше вся (Лк.6:19)

Какое счастливое время! Какие счастливые люди! Воплощенный Сын Божий ходит между людьми, и весь народ может приближаться к Нему, и прикасаться, и почерпать исходящую от Него всеисцеляющую силу!

Не хотите ли позавидовать современникам земной жизни Господа нашего Иисуса Христа? Это было бы грешно, - потому что чувство зависти противно любви к ближнему, и бесполезно, потому что зависть не доставит нам того, чему завидуем, а только мучит нас; но это и не нужно, потому что Бог Премудрый и Всеблагий, конечно, не поставил нас в такое положение, чтобы мы по справедливости могли завидовать другим людям и другим временам, как бы обиженные Провидением.

Что ж? Исходит ли и ныне сила от Господа нашего Иисуса Христа, чтобы исцелять вся? Так без сомнения. Но почему не всегда видим ее действие, когда желаем? Если это не оттого, что сокрылась или удалилась Его сила, то, конечно, оттого, что мы не умеем искать прикасатися Ему.

Что это за сила, которая исхождаше от Господа Иисуса и исцеляше вся? Не иная, как сила Его Божественного естества, соединенного с естеством человеческим и Его человечества обоженного.

Сила Божества бесконечно велика, так как все Его свойства бесконечны, и вечно деятельна, так как все Его свойства вечны и непреходящи. Итак, сила Божества не только деятельно исходила из Его сокровенности во время шестидневного творения, но деятельно исходит и после оного, по реченному Господом: Отец мой доселе делает, и Аз делаю (Ин.5:17). Она исходит в мир невидимый и действует, как первоначальный свет, просвещающий вторые светы, чистые умы, - как источная жизнь, оживляющая и облаженствующая бессмертное бытие духов. Исходит в мир видимый и действует, как свет, который во тме светится (Ин.1:5), который просвещает всякаго человека, грядущаго в мир (Ин.1:9), как жизнь, которая оживляет смертное и мертвое воскрешает. Святый Апостол Павел видит и свидетельствует, что Сын Божий носит всяческая глаголом силы Своея (Евр.1:3), что мы в Боге живем и движемся, и есмы, что Он дивным образом приближается к нам, да поне осяжем Его и обрящем, яко недалече от единаго коегождо нас суща (Деян.17:27,28).