Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Я любитель и возделыватель изящного слова, должен ли я и свободу, и красоту слова поработить строгости высшей истины? - Рассуди, велико ли будет достоинство твоего дела, если красивые цветы твоего слова окажутся бесплодным пустоцветом? Не лучше ли, чтобы в них скрыто было плодотворное семя назидательной истины и чтобы они издавали благоухание нравственной чистоты?

Все мы, христиане, и любомудрствующие, и в простоте смиренномудрствующие, да не забываем никогда, что Христос есть не только истина, но и жизнь. В Своем слове и в Своем примере Он сделался для нас путем, чтобы привести нас к истине и через истину к истинной жизни. Кто думает обеспечить себя достижением некоторого познания истины Христовой и недостаточно старается обратить ее в действительную жизнь по учению и примеру Христову, тот самой истиной обманывает себя и подвергает себя опасности умереть на пути и никогда не достигнуть истинной, вечной, блаженной жизни со Христом в Боге. - Тако тецыте, да постигнете. Путем истины стремитесь к истинной жизни.

Так теки царским путем, царская обитель знаний, от твоего первого века в твой второй век. Оглянувшись на достигнутые успехи, благодари Бога и поревнуй достигать больших. Не прикрывай лестью неразлучных с делами человеческими несовершенств, но в беспристрастном их признании найди наставление и побуждение к усовершениям. Распространяй не поверхностное образование, но просвещение, проницающее от ума до сердца, и да будет плодом знания добродетель и истинное благо, частное и общее. Подвизайся образовать подвижников истины и правды, веры и верности к Богу, царю и Отечеству, которые бы жили истиной и правдой, и готовы были за них пожертвовать жизнью. Ибо истина, когда за нее умирают, бывает особенно животворна. Аминь.

Слово в день памяти Преподобного Сергия (о молитве друг за друга[93]). Говорено в Троицкой Сергиевой лавре 23 сентября 1839 г.[94]

Молитеся о нас: уповаем бо, яко добру совесть имамы, во всех добре хотяще жити (Евр.13:18), - пишет святой апостол Павел ко евреям, то есть к христианам из евреев.

Молитеся о нас, - говорим иногда и мы людям, которых почитаем сильными в молитве или по крайней мере упражняющимися в ней с приметным вниманием. И ныне для чего множество людей собралось в храме сем, если не для того наипаче, чтобы сказать Преподобному Сергию, как могущественному молитвеннику: Моли Бога о нас?

Воспользуемся же словами апостола, чтобы извлечь из них о взаимной молитве некоторые мысли для нас полезные.

Молитеся о нас. Подумайте, кто это просит себе молитвы других? Павел, который некогда с своим сотрудником Силою в темнице филиппийской совершал молитвенное Богу славословие с такою духовною силою, что внезапу трус бысть велий, яко поколебатися основанию темничному; отверзошася же абие двери вся, и всем юзы ослабеша (Деян.16:26). Павел, который объятием сострадательной любви и молитвы воскресил Евтиха. Павел, которого молитве даровал Бог вдруг двести семьдесят шесть душ сопутников его в плавании, готовых погибнуть от кораблекрушения. Павел, которого сам Господь нарек избранным сосудом благодати Своей (см.: Деян.9:15) и который сам о себе не обинулся исповедать: Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп.4:13). И сей все могущий просит себе помощи молитвенной, и от кого просит? Не от каких-либо избранных, крепких молитвенников, но от всех христиан-евреев без разбора, не исключая и последнего мирянина. Что же такое делает святой Павел? Да, что он делает, то достойно глубокого внимания нашего, и, если будем внимательны, может подать нам немаловажные наставления.

Пример апостола должен вразумить нас, христиане, как настоятельна потребность взаимной друг о друге молитвы, и наипаче общественной, когда и сей толико крепкий подвижник духовный признает для себя нужду сей духовной помощи. Как дерзко было бы опираться на силу одной собственной молитвы, хотя бы кто в ней уже имел некоторые опыты и достиг некоторых успехов, когда на собственную молитву не дерзает положиться муж, облагодатствованный столь необыкновенно и чудесно. С какими смирением и простотою надлежит нам не отвергать, не пренебрегать молитвенной помощи немощнейшего из верующих, когда прозорливый дух Павла не употребил в сем случае разборчивости, которую трудно употребить без возношения себя и без уничижения ближнего и которая была бы без цели, потому что сила Божия в немощи совершается (2Кор.12:9) - следственно, может иногда совершиться и в немощнейших по видимому молитвенниках.

Кстати заметим из примера святого Павла, как верно даже доныне в Церкви Божией сохраняется тот же дух и тот же чин, какой учением и примером ввели в нее святые апостолы. В каждом богослужении слышите вы, как Церковь призывает всех верующих, не исключая немощнейшего и последнего, молиться как друга за друга вообще и в разных отношениях, так в особенности за тех, которые призваны в преемственное апостолам служение благодати.

Дабы без трудных рассуждений ясно показать вам благотворное действие молитвы друга за друга, приведу пример другого апостола - Петра стрежаху в темнице; молитва же бе прилежна бываемая от Церкве к Богу о нем. Егда же хотяше его извести Ирод, для суда и, вероятно, для убиения, в нощи той бе Петр спя между двема воинома, связан железнома ужема двема, стражие же пред дверьми стрежаху темницы (Деян.12:5-6). Опасность крайняя, избавление кажется невозможным, притом же сам Петр не молится о избавлении: бе Петр спя. Но какая нечаянность! Се Ангел Господень предста (7). Он разбудил Петра, оковы спали с него сами собою. Ангел провел его сквозь запертые двери между стоящими при них стражами и оставил на свободе. Каким же образом Петр не вымолил, а, покоясь сном, приобрел себе избавление? Тем образом, что молитва бе прилежна бываемая от Церкве к Богу о нем. Она совершила избавление Петра без его усилия и без его ведома.

Мало сведущие в делах духа могут спросить: "Почему постоянного молитвенного содействия или даже полного действия требуют и такие люди, которые имеют сами дар молитвы, возделанный упражнением и приносящий даже чудесные плоды?" Некоторые по недоумению в простоте могут сказать о Петре или Павле то, что некогда иудеи в ожесточении в укоризну говорили о Христе: Иныя спасе, себе ли не может спасти? (Мф.27:42)

Но для чего Бог полагает на избранных Своих сей образ духовной скудости и уничижения, что они заимствуются пособиями молитвы от других людей, менее облагодатствованных? Для того же, чтобы лучше сберечь высоту их достоинства в глубине их смирения. Или пусть сии люди сами изъяснятся о дивном в них смирении Божием. Имамы, - говорят, - сокровище сие в скудельных сосудех, да премножество силы будет Божия, а не от нас (2Кор.4:7). Если бы святые всегда были так же чудесно могущественны для себя, как часто бывают для других, то непроницательные люди удобно приписали бы им самим силу Божию, в них действующую, и, следственно, похитили бы у Бога славу, Ему принадлежащую. Но, когда те же люди в одном случае богоподобны чудесным могуществом, а в другом подобострастны нам общею человекам немощию, тогда и малопроницательные должны усмотреть, что тут является премножество силы Божия, а не от нас.