Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Если бы кто на сие возразил, что черты жизни апостольской неудобоприменимы к состоянию его души, к обстоятельствам его жизни, разрешает апостол и сие, когда заповеди подражания дает большее пространство: Поминайте наставники ваша, подражайте вере их. Во множестве благих примеров, подаваемых истинными наставниками, без сомнения, откроются достоподражательные черты для меня, для тебя, для каждого по особенному состоянию души, по особенным обстоятельствам жизни.

Заповедуя особенно взирать на скончание жительства наставников, апостол, кажется, особенно имел в мыслях примеры мученической твердости в вере, как имел особенную потребность указывать оные для утверждения верующих в бедственные времена Церкви. Но если заповедь апостольская должна обнять все времена Церкви и потребности всех и каждого верующего, то должна иметь и сие всеобщее значение - подражайте вере и жизни святых. И подлинно, для чего и осиял Господь небо церковное толиким множеством прославленных святых, подобно как небо стихийное множеством звезд, - для чего иначе, если не для того, чтобы каждый из нас удобно мог по своей потребности принимать от них свет и управление своего пути на Небо?

Предлежит ли кому подвиг охранения святой веры от неправославия? Да ищет таковой себе образец и руководство в жизни и слове таких наставников, как великие Афанасий и Василий, Григорий Богослов и Златоуст.

Избрал ли кто себе путь жизни уединенной и особенно посвященной Богу и молитве? Да проходит мысленно, по книгам и преданиям, духовные пустынножительства и общежительства и да назирает, хотя издалека, следы также великих в своем роде подвижников, каковы Антоний, Макарий, Пахомий, Ефрем и многие из века в век стопам их последовавшие и столь еще близкий к вам по благости Божией Сергий.

Поставляет ли кого Провидение Божие в испытание веры лишениями и бедствиями? Да утверждает себя таковой примером Иова, который и в лишениях, и в страданиях, не преставал благословлять имя Господне.

Озабочен ли кто, как бы жить достойно при богатстве и обилии? Да взирает на жизнь Авраама кроткого, уступчивого, благодетельного избавителя бедствующих, страннолюбца, странноприявшего ангелов и Бога.

Если кто и глубоко низринулся в дела страстей и пороков, покажут и ему надежду и способ возникновения из пропасти спасшийся на кресте разбойник, подобный ему Моисей Мурин, Мария Египетская и многие после погибели спасенные после глубокого развращения святые.

Мне бы не кончить слова, если бы исчислять примеры святых, разнообразно назидательные и спасительные. Старайтесь, братия, узнавать и замечать особенно те из них, которые ближе к состоянию вашей души, к обстоятельствам вашей жизни. Внимая им, вы получите сугубый плод и удостоверительное познание спасительного для вас пути и сильную помощь к прохождению его молитвами святых, к которым приблизитесь подражанием и вашею молитвою.

Братия! Подражательность так сродна человеку, что без нее не живет никто из нас. Разность в предметах и в ревности подражания. Кто предписывает законы суеты, роскоши, своекорыстия, самочестия? Никто. Как же усиливаются и распространяются суета, роскошь, своекорыстие, самочестие? Всего более посредством безрассудного подражания. Какую же силу должно иметь подражание, когда обращается на предметы законные и благословенные?

Да помышляем, братия, что добро ревновати в добром (см.: Гал.4:18), и что как возвышенный образец возвышает подражателя, так низкий - унижает. И потому да отвращаем очи от суеты мира, да взираем внимательно на жизнь святых, да подражаем их вере непорочной, твердой, живой, действующей в подвигах, в любви, в творении добра, да наследим и мы достояние святых в свете (см.: Кол.1:12) и с ними вечно славим Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Слово в день памяти Преподобного Сергия (святость - обязанность каждого христианина[97]). Говорено в Троицкой Сергиевой лавре 23 сентября 1847 г.[98]

По звавшему вы Святому, и сами святи во всем житии будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз свят семь. 1Пет.1:15-16