Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

"Мы люди грешные". Кажется, это истина неоспоримая. Ибо, напротив того, аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас (1Ин.1:8). Но случается, что злоупотребление истины бывает не лучше явного заблуждения. Если мы признаем себя грешниками по глубокому самосознанию и чрез то входим в чувство нашего недостоинства и окаянства, сокрушаем наше сердце, смиряем прирожденную гордость ветхого человека, побуждаем себя к исканию благодатной помощи и к подвигу против греха, такое признание греховности не только не обезнадеживает нас в достижении святости, но и пролагает к ней путь. А если мы называем себя грешниками с поверхностною мыслию, без сокрушения сердца, без отвращения от греха, с бесконечностью, с лукавым подразумеванием, что в том же должны признаться и все прочие и что, следственно, нам и не стыдно признаваться, и не опасно после признания оставаться такими же, какими были до признания, такое признание греховности, конечно, не поведет к святости, и в сем случае, даже говоря истину, яко грех имамы, себе прельщаем, истины несть в нас, то есть в нашем сердце и в нашей жизни, хотя и есть звук истины в устах наших. Верно слово и всякого приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти (1Тим.1:15). Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми.

"Как-нибудь спасемся покаянием". Да, покаяние принадлежит к числу средств спасения, которые преподает Христос грешникам, когда проповедует: Покайтеся и веруйте во Евангелие (Мк.1:15). Но если мы думаем как-нибудь покаяться, как-нибудь спастися, то слишком легко судим о деле высокой важности. Угодит ли раб господину, если будет делать его дело как-нибудь, а не как можно лучше! Конечно, не угодит. Кольми паче не угодит человек Богу, если только как-нибудь делать будет дело Божие, каково есть дело нашего спасения. Если и малое дело не делается хорошо и успешно, когда делается как-нибудь, невнимательно, небрежно, кольми паче великое дело спасения - дело всех наших сил и способностей, главное дело всей жизни нашей. Мысль спастись покаянием есть мысль спасительная, но что должно подумать, когда видим в слове Божием несчастный пример человека, который покаяния места не обрете, аще и со слезами поискал его (Евр.12:17)? Видно, и покаяние не позволяет найти себя как-нибудь, а требует, чтобы грешник искал его неленостно, рассудительно, с искренностию, с твердым намерением исправления, не допуская себя до закоснения во грехе. Притом совершенный учитель покаяния Иоанн Креститель сказует, что истинное покаяние требует чего-то еще вслед за собою. Сотворите, - говорит, - плод, достоин покаяния (Мф.3:8). Покаяние очищает землю сердца от терния, возделывает, умягчает. Вера всевает в нее семя небесное. Возрастание сего нового растения есть соблюдение заповедей и делание добра, цвет его - духовное внутреннее просвещение, а зрелый совершенный плод - святость. Надобно, чтобы пшеница достигла зрелости, дабы она внесена была в житницу. Надобно, чтобы человек достиг святости, дабы он введен был в Царствие Небесное.

К чему, братия, поведут нас предложенные теперь размышления? К большей ли ревности и заботливости о деле спасения, для которого требуется не только покаяние, как начатие оного, но и святость, как совершение оного? Или, может быть, к большей безнадежности достигнуть спасения посредством святости, которую видим так высоко над собою?

Христе Боже, упование наше! Не попусти нам изнемочь в нашей безнадежности, но укрепи нас Твоим упованием. Были некогда и апостолы Твои в безнадежности, но Ты разрешил ее всемогущим Твоим словом. Даруй и нам ощутить в вере силу того же самого слова: Невозможная у человек возможна суть у Бога (Лк.18:27).

Поистине, братия, если бы человеческими только естественными силами надлежало нам достигать святости, то справедливо было бы отозваться, что это выше нашей возможности. Но, когда для сего имеем Божию благодать, предваряющую, просвещающую, укрепляющую, содействующую, охраняющую, никто не должен терять надежду достигнуть того, к чему Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа ... избра нас в Нем прежде сложения мира; а Он избрал нас быти нам святым и непорочным пред Ним в любви (Еф.1: 3-4).

Посему и чувством долга, и надеждою от помощи Божией благого успеха да пробуждаем себя от нерадения и беспечности, да побуждаем себя к ревности в деле нашего спасения. По увещанию апостола Павла, очистим себе от всякая скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии (2Кор.7:1). По увещанию апостола Петра, совершенне уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым. Яко чада послушания, не преобразующеся первыми неведения вашего похотении но по звавшему вы Святому, и сами святи во всем житии будите (1Пет.1:13-16). Если в сих увещеваниях встречаете довольно великие требования: творить святыню, быть святыми, то вместе с сим и довольно простые способы удовлетворить великим требованиям, именно: отвергнуть похоти, стараться очищать себя от скверны плоти и духа. По той мере, как деятельно и верно человек с своей стороны подвизается в очищении себя от нечистых дел, от нечистых желаний и страстей, от нечистых мыслей, на него при посредстве Церкви и ее таинств сходит освящение Божие, которого и да сотворит причастниками всех нас вседействующая благодать Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

  Слово в день памяти Преподобного Сергия (о достоинстве христианина[99]). Говорено в Троицкой Сергиевой лавре 25 сентября 1848 г.[100]

Вы же род избран, царское священие, язык свят, людие обновления, яко да добродетели возвестите из тмы вас Призвавшаго в чудный Свой свет. 1Пет.2:9

Кого это изображает апостол Петр такими светлыми, возвышенными чертами? Не святых ли прославленных, каковых близкий нашему созерцанию образ представляет Преподобный и богоносный отец наш Сергий? Поистине он и все они суть род избран не только в человечестве, но и в самом христианстве. Они суть священие, потому что своими предстательствующими за нас молитвами освящают и приближают к Богу наши немощные и несовершенные молитвы, и притом царское священие, потому что силою молитвы и данной им благодати владычествуют над силами природы. Они явственно и вразумительно возвещают добродетели Призвавшаго их в чудный Свой свет, именно Его премудрость и всеведение - употреблением дарования прозорливости, Его всемогущество - действием дарования чудес, Его благость - исцелениями и другими благотворными действиями, на нас милостиво простираемыми.

Но, читая приведенные нами слова апостола Петра в его Соборном послании, в соображении с составом его речи мы должны расширить их значение. Он простирает речь к людям, которых уподобляет новорожденным младенцам (2), которые были некогда не людьми, а ныне сделались людьми Божиими (10), которых увещевает огребатися от плотских похотей (11) - следственно, говорит ко всем христианам, не исключая и начинающих подвиг христианский, и младенчествующих в вере.

Итак знаете ли, братие христиане, что вы такое по слову и разумении апостольскому? Вы род избран, царское священие, язык свят, людие обновления. Если не все вы таковы по плодам жизни, тем не менее все таковы по семени духовной жизни, в вас посеянному. Не все таковы по добродетелям, но все таковы по вере, вам преданной, и по благодати Таинств христианских, впечатленной в душах ваших.