Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Если рассматривать и соображать существо и достоинство предметов, неужели радость духовная менее имеет сладости, нежели веселие плотское? Неужели молитвенная беседа с Богом менее занимательна, нежели празднословие между человеками? Неужели менее приятности в псалмах в песнях духовных, которые просвещают, питают и укрепляют душу, нежели и песнях плотских, которые ее омрачают, растлевают и расслабляют? Неужели брашно негиблющее менее вкусно и питательно, нежели брашно гиблющее? Неужели трезвый ум менее может доставить удовольствия, нежели отуманенное неумеренностью чувство? - Конечно, нет! Но чувственности преданный человек не понимает себя, не знает, чего хочет, и желает насытиться от рожец и одуряющего зелия мирских забав, ленясь употребить некоторый труд, чтобы очистить и возвысить свой вкус для услаждения хлебом небесным и вином духовным.

Со апостолом молю вас, братия, да не ленивы будете, но подражателе наследствующих обетования верою и долготерпением (Евр.6:12). Подвизайтесь подражать вере и богоугодному житию святых и не порабощаться суетным обычаям, не уступать греховным влечениям. Имейте довольно терпения и твердости, чтобы рассудком и законом Божиим удерживать и умерять чувственные желания, чтобы не давать пищи плотским страстям. По мере их умерщвления в вас будут получать более живости желания духовные и вкус к чистым и возвышенным наслаждениям. Тогда суетные и низкие мирские увеселения будут для вас не нужны и безвкусны, вам приятнее будет и дом ваш обращать в церковь, посредством богомыслия и молитвы, церковь же ощутительно будет для вас небом; вы не по имени только, но действительно сожителе святым и приснии Богу (Еф.2:9) и в близости к ним будете праздновать святые и сладкие праздники в чистом сердце. Да сотворит сие благодать Господня молитвами Преподобного отца нашего Сергия и всех святых! Аминь.

Слово в день памяти Преподобного Сергия (без терпения нет подвига[103]). Говорено 25 сентября 1850 г.[104]

Претерпевый же до конца, той спасен будет. Мф.10:22

Спастися в обыкновенном употреблении сего слова - значит избавиться от опасности, от врага, от беды, от страдания, от смерти, от погибели. Так Ной посредством ковчега спасся от вод потопа, Лот бегством спасся от огня содомского. В высшем духовном разуме спастися - значит избавиться от врага-диавола или от опасности подвергнуться его мучительству, сохраниться или очиститься от греха, как источника всех бед и страданий, освободиться от клятвы закона, связующей и поражающей грешника, избегнуть осуждения от вечного правосудия, быть безопасным от поглощения бездною, идеже червь не умирает, и огнь не угасает (Мк.9:44), где жизнь и бессмертие непрестанно убиваются смертию неумирающею. Кто таким образом спасется от всякого зла, того жребием, очевидно, должно быть благо и блаженство.

Жесточайший враг спасения нашего есть отчаяние. И поелику Бог никого в сей жизни не присуждает к отчаянию, объявив торжественно чрез пророка, что не хощет смерти грешника, сколь ни тяжки грехи его, но еже обратитися и живу быти ему (см.: Иез.33:11), и поелику человек сам своим упрямством и гордостью порождает в себе отчаяние, то у человека, отчаивающегося в своем спасении, нет врага столь жестокого, как он сам.

За желанием спасения и сознанием возможности оного естественно следует помышление о средствах достигнуть оного. Вышнее начало нашего спасения есть благодать Господа нашего Иисуса Христа, как свидетельствует Его возлюбленный ученик, яко Отец посла Сына Спасителя миру (1Ин.4:14). А соответствующие сему началу средства со стороны человека суть вера, действующая любовно, и употребления таинств Церкви, по реченному самим Господом: Иже веру имет и крестится, спасен будет (Мк.16:16).

Сколь ни совершенны и действительны сии средства спасения, но поелику в приспособлении оных к душе и жизни человека встречаются препятствия и затруднения, то для устранения сих препятствий и для препобеждения сих затруднений вновь требуются некоторые вспомогательные средства. Одно из таких средств указуется нам изречением Господним: Претерпевый до конца, той спасен будет. Спасется только тот, кто претерпит, и претерпит до конца. Следственно, вспомогательное средство спасения есть терпение, и притом терпение до конца.

Христос Спаситель поставляет терпение в ближайшем соотношении с гонениями за имя Его. Се Аз, - говорит Он, - посылаю вас, яко овцы посреди волков; - предадят вы на сонмы; и на соборищах их биют вас; - и будете ненавидимы всеми имене Моего ради; претерпевый же до конца, той спасен будет (см.: Мф.11:16-22). Гонение за истинную веру есть открытое и торжественное поприще терпения, и славный в Церкви чин претерпевших до конца и спасшихся суть святые мученики.

Но что же мы, живущие в такие времена, когда нет гонений за имя Христово, когда, как говорит святой Златоуст, "ни раны, ни узилища, ни князи, ни сонмища, ни ино что от таковых належит нам, но и сопротивное все; мы начальствуем и обладаем, ибо цари благочестивии, и чести многи Христианом?" Пожалеем ли, что нам не дано участия в подвиге и в славе терпения мученического? Это было бы, может быть, самонадеянно и дерзновенно. Или порадуемся, что можем обойтись без подвига? Это было бы неблагородно, а притом и погрешительно. Начальник нашего спасения преподал учение о спасительном тернии вслед за предречением о гонениях за веру по естественной последовательности, но сим не ограничил области терпения. Он обещал спасение претерпевшему до конца, но никогда не обещал спасения нетерпеливому или не испытанному в подвиге терпения. Посему все мы, если желаем спастися, должны стяжать терпение и сохранить оное до конца. Претерпевый до конца, той спасен будет.

Область терпения должна простираться на всю жизнь человека и на все судьбы человечества в сем мире. С терпением человек приобретает и сохраняет блага, успевает в предприятиях, достигает исполнения желаний, безвредно выдерживает приражения зол; вышед из терпения, он тотчас в опасности утратить благо и пострадать от зла или, что не менее бедственно, сделать зло. Минута нетерпения может расстроить годы и веки.