Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Слово правда многознаменательно в Священном Писании, но будучи соединено со словом суд, получает чрез сие определенное значение. Правда значит здесь постоянное расположение справедливо судить и по справедливому суждению действовать, отдавать всякому свое, оправдывать правое, не оправдывать неправого, не позволять себе несправедливого суждения и несправедливого дела и, по возможности, возбранять сие другим. Как действие такой правды, Пророк предвозвещает царю то, что он спасет сыны убогих, и смирит клеветника; от лихвы и от неправды избавит души их, и честно имя его пред ними [Пс.71:4,14].

Но чем открыта мудрость его царству его? Правдою или правосудием. В темном деле двух матерей, которые обе присвояли одного младенца живого и обе отказывались от другого, неосторожностию матери лишенного жизни при недостатке свидетелей и других признаков истины, Соломон с необычайною проницательностию вывел на свет правду посредством притворного повеления рассечь живого младенца и разделить между соперницами. Сильно подвигнутое материнское чувство обнаружило истинную мать, потому что она пожелала лучше отдать младенца в чужие руки живым, нежели видеть его рассеченным. Книга Царств, пересказав сей суд, заключает: И слыша весь Израиль суд сей, имже суди царь, и убояшася от лица царева (3Цар.3:28). Примечайте, как велико значение царственной правды. Одно сильное явление правды царевой распространяет во всем царстве благоговение к царю, укрепляет союз между царем и народом, обеспечивает царю усердное повиновение подданных и подданным надежду безопасности под щитом правды царевой.

Но одному ли царю предлежит забота о правде в царстве? Может ли одна личная правда царя сделать для блага народа все, чего желает царева благость? При всей мудрости, проницательности, деятельности, ревности о благе общем может ли царь один все в царстве видеть, все знать, все исследовать, все сообразить, все предположить и исполнить, озарить светом всякую правду, затмеваемою неправдою, обнажить всякую неправду, покрывающуюся личиною правды? Его верховному, на все простирающемуся действованию не нужны ли частные разных степеней орудия наблюдения, дознания, исследования, управления, суждения, распоряжения, исполнения, орудия правды, одушевляемые и движимые также правдою? Боже правду Твою даждь не только Царю и Сыну Цареву, но и всему царству и всякому сыну царства!

Но поелику Бог дарует свои дары существу свободному не без участия его свободы, то каждый из нас, прося себе правды от Бога, должен и сам подвизаться, чтобы обрести и приобрести правду - чтобы ее познать и исполнить.

Не знаю, рекут ли мне, но не отлагаю рещи сам себе притчу сию: врачу, исцелися сам [Лк.4:23], занятый мыслями о правде для других, не забудь воспользоваться ими для себя. Так, братия служители Олтаря, не слышим ли слова Пророка: священницы Твои, Господи, облекутся правдою (Пс.131:9). Не заповедано ли нам воспоминать сие слово каждый раз, когда облачаемся в священную одежду, дабы мы непрестанно памятовали, что как одеждою облекаются члены тела, так правдою должны быть облечены наши помышления, намерения, деяния, жизнь? Мы призваны быть служителями не только правды, но и милосердия, быть не только священниками, но, когда нужно, и жертвами за спасение ближних. Еще не велико требование, когда от нас требуется правда. Какая правда? Правда в молитве, чтоб она была от сердца, а не по внешнему только обряду; правда в церковном служении, чтоб оно не изменяло общепреданному уставу; правда в учении, чтобы оно верно было истине Божией и не льстило страстям человеческим; правда в попечении о пасомых, чтобы мы имели в виду и в намерении питание и безопасность стада, а не млеко и волну[9] его; правда в жизни, чтобы наша жизнь не была ложью против нашего учения.

Правда моего служения не была бы удовлетворена, если бы и другим званиям и состояниям не предложил я о правде некоторых напоминаний.

Самое обыкновенное требование правды бывает обращено к судиям. И справедливо. Что будет с благоустройством общества, что будет с безопасностию частной и общественной, если ищущие суда и там, куда прибегают от неправды, вновь будут впадать в руки неправды, если и там, где надеются найти спасение от грабительства, будут подвергаться новому грабительству? Посему Богопросвещенные мудрецы крепко взывают к судиям, чтобы они или возлюбили правду, или отказались от сего звания. Возлюбите правду, судящии землю (Прем.1:1). Не ищи, да будеши судия, егда не возможеши отъяти неправды (Сир.7:6).

Правде научитеся, живущии на земли (Ис.26:9).

Начальствующим есть о правде напоминание Соломона: С правдою уготовляется престол начальства (Притч.16:12).

Так благотворное действие правды от начальствующего простирается на весь круг его действования, и если остаются сынове неправды и беззакония, то они скрываются, как ночные птицы, не смея показаться и искать себе добычи при господствующем свете правды. Так с правдою уготовляется престол начальства, то есть начальство является твердым и удовлетворяет своему назначению в обществе.

В соответствии правде начальствующих, правда подчиненных действователей власти должна проявлять себя наипаче верностию в исполнении обязанностей и поручаемых им дел, прямодушием пред начальством, представлением начальству точных сведений о состоянии людей и дел, стремлением к общей пользе, без уклонения к своекорыстию. Желание представить начальству в блеске свою деятельность и закрыть от него темную сторону дел ослабляет истинный благотворный свет и увеличивает вредную силу мрака. Своекорыстие есть червь в плоде общественной пользы: червь скрытно точит, и плод увядает, и падает на землю.

Чтобы не длить слова, некоторым состояниям общества, более простым, свойственную им правду поспешно укажем перстом Апостольским.

Господие, правду и уравнение рабом подавайте, ведяще, яко и вы имате Господа на небесех (Кол.4:1).

Елицы суть под игом раби, своих господий веяния чести да сподобляют, да имя Божие не хулится и учение (1Тим.6:1).