Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Мир не любит плакать, когда не исторгает слез страсть или беда. Он любит веселие или смех. Спешит скачущею ногою достигнуть минутного блаженства. Кажется, он стремится теперь к такому совершенству суеты, чтобы совсем ничего не делать, а только забавляться. Столько занимаются увеселениями, столько говорят о них, и пишут и печатают, что непонятно, как людям не наскучит веселие, простираемое до пресыщения и утомления.

Знаете ли, думаете ли вы, куда ведет сей путь, к каким последствиям приближает сия все поглощающая страсть к увеселениям, к роскоши, к непрестанным чувственным наслаждениям? - Суд уже произнесен, и произнесен таким Судиею, Которого определения неизменны, потому что Он бесконечно праведен и вечен. Горе вам смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете (Лк.6:25). Это ныне, которое вы с такими усилиями наполняете обаяниями и мечтами, вскоре прейдет, обаяния и мечты исчезнут, и вы восплачете о расстройстве вашего внешнего благосостояния, о расстройстве здоровья, о расстройстве сил душевных и, что всего плачевнее, возрыдаете, наконец, о том, что не плакали кратковременными слезами покаяния и умиления, которые принесли бы вам вечное утешение, и что кратковременным веселием и смехом купили себе вечные, палящие слезы.

В час уединения и безмолвия вспомните иногда и примите к сердцу поучение Преподобного Макария Египетского. Братия, сказал он, станем плакать, доколе мы не пришли туда, где слезы опалять нас будут[108]. Аминь.

Слово в день рождения благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича, 1826 г.[109]

Правда возвышает язык: умаляют же племена греси (Притч.14:34)

Священная всех обязанность собрала нас ныне во святый храм, дабы Виновнику всех благ Богу торжественно принести благодарение и молитву: благодарение за дар, ниспосланный Отечеству нашему в рождении Государя, праведно ныне царствующего над нами, молитву о продолжении сего благодеяния Божия, то есть о благополучном продолжении настоящего царствования. Сынам Отечества, которые не младенчествуют умом, нетрудно уразуметь, справедливо ли называю даром Божиим рождение Государя, законно и праведно царствующего, и благодеянием Божиим в особенности - такое царствование, коего первый день соделался днем спасения царственного благоустройства от разрушительного вихря злобы, который внезапно исторгся было из пропастей безумия. Поелику дар для всех и каждого, то да будет и благодарение за оный от всех и каждого. Чем спасительнее благодеяние, тем пламеннее да будет молитва о продолжении оного.

Но как и добрая по своему видимому предмету молитва не всегда равно бывает благоприятна Богу, Который дает просящим по сердцу их (Пс.19:5) и воздает каждому по делам его (Рим.2:6), то надлежит знать, что тогда только может иметь верный доступ к Престолу Благодати молитва о царе и царстве земном, когда ей предшествует или сопутствует деятельная любовь к Царю и Царствию Небесному.

Давид, передавая царство сыну своему Соломону, сказал, между прочим: Да утвердит Господь слово Свое, еже рече о мне, глаголя: аще сохранят сынове твои пути своя, еже ходити предо мною во истине всем сердцем своим и всею душею своею, глаголя: не искоренится тебе муж с престола Израилева (3Цар.2:4). Вот судьба царя и царского племени, которые в Слове Божием представляются образцом царей и племен царских!

Соломон в свою чреду написал: Правда возвышает язык, умаляют же племена греси. Вот общая судьба царств и народов!

В уверении, что благочестивейший Государь хранит и сохранит завещаваемое Словом Божиим ему для нас, помыслим и попечемся о том, что заповедует нам то же Слово Божие для него и для нас вместе.

Кто не совсем омрачен грубым неведением о Боге, того не нужно доказательствами руководствовать к сей очевидной истине, что Бог есть верховный Царь царей и царств. Будучи Бог всеблагий, всеправедный, премудрый, всемогущий, без сомнений, Он есть и Царь Всеблагий, Всеправедный, Премудрый, Всемогущий. Как Царь Всеблагий и Всеправедный, не может Он попустить, чтобы в Его Царствии правда была унижена пред грехом, чтобы добродетель была несчастнее порока и беззакония; как Царь Премудрый, не может Он иметь недостатка в средствах для удовлетворения Своему правосудию и благости; как Царь Всемогущий, не может быть остановлен никакими препятствиями в делах Своего царствия.