Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Внегда прозябоша грешницы яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие - это для того только, яко да потребятся в век века [Пс.91:8].

Если Бог так недалек от нас, что мы в Нем живем, движемся и есмы [Деян.17:28]; то недалеко заключить, все ли равно для Него, и, по следствию, все ли равно для нас, живем ли мы в Нем, как младенец во чреве или на лоне матери, или как ехидна, грызущая чрево матери.

Если потолику всяческая исполняются благости, поколику Бог отверзает руку, и напротив того все мятется, когда Он отвращается лице [Пс.103:28-29], то весьма важно знать, когда Он отверзает руку и когда отвращает лице. Известно же, что самая щедрая рука не отверзается для подаяния, когда не отверзается рука нуждающегося для принятия, и самой благости не свойственно обращать лице туда, где от нее отвращаются.

Если удаляющии себя от Бога погибают, то с заботою и даже с трепетом надлежит помыслить о том, что значит удаляться от Бога. Поелику Он есть вездесущ и везде присутствен, то существом и местом удалиться от Него некуда. Как же могут быть удаляющиеся от Бога, и в чем состоит сие удаление? Сие изъясняет Сам Бог. Приближаются Мне, глаголет, людие сии усты своими и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене (Мф.15:8). Из сего видно, что удаление от Бога бывает не местом существа, не употреблением и направлением сил и способностей - бывает сердцем, устами и, по соответствию, можно прибавить, умом, делами. Если сердце твое не прилепляется к Богу верою, любовию и святым желанием, то сердце твое далече отстоит от Бога. Если ум твой не возвышается к познанию Бога и воли Его, к благоговейному размышению о Его совершенствах, или не погружается в безмолвное созерцание оных в чувстве смирения и своего недостоинства, то ум твой удален от Бога. Если ты делаешь дела свои, как тебе нравится, не помышляя при том о Боге и не рассуждая, угодны ли Ему оные, то дела твои удалены от Бога. О удалении от Бога устами нечего и говорить: если и приближение к Нему устами признано недостаточным, то сколь должно быть недостойно удаление! Измеряя таким образом состояние удаления от Бога, не с опасением ли должны мы обратиться в другую сторону, чтобы усмотреть, далеко ли отсюда до бедствия и погибели? Но что мы видим? Тут нет никакого расстояния! Вот погибель! Бездна ее разверзается! Се удаляющии себе от Тебе погибнут.

В минуты размышления нельзя довольно удивляться многому, что делает человек в минуты забвения. Кто из нас в добрый час не признает, что все от Бога, что все в Его власти, что в Нем всякое добро, а без Него нет никакого? Но посмотрев за собой пристально, без сомнения, многие из нас найдут и признаются, что они проводят много времени, о многом думают, предаются многим желаниям, делают многие дела так, как бы им не было никакого дела до Бога, - и почти как бы Его не было.

О Боже, о Нем же живем и движемся и есмы [Деян.17:28]![111] Что иногда должны делать служители Твоей истины? О Тебе напоминать? Убеждать, чтобы Тебя не забывали? И сие делать с Христианами, к которым Ты толико приблизился, с которыми столько преискренне соединился чрез вочеловечившегося Единородного Сына Твоего, и чрез излиянного на них Духа Твоего Святого!

Долготерпеливе и Многомилостиве! Не забудь нас по забвению нашему. Не удалися от нас по удалению нашему.

Аминь.

Слово в день рождения Его Императорского Величества благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича, 1834 г.[112]

Вем бо, яко заповесть сыном своим и дому своему по себе, и сохранят пути Господни творити правду и суд (Быт.18:19)

Поелику год Царя, принадлежа Ему, как год жизни, принадлежит вместе и царству как год царствования, то неудивительно, что в настоящий день, граничный между окончившимся и начинавшимся годом благочестивейшего Самодержца нашего, восстает вся Россия и устремляет изощренное око на прошедшее, на будущее, на небо с благодарением, с надеждою, с молитвою.