Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Почти одинок был Авраам, и при том был странник, без отечества, без дома, когда Бог сказал при нем, как будто без него: Авраам же бывая будет в язык велик и мног, и благословятся о нем вси языцы земнии (Быт.18:18). То есть одинокий, кочующий Авраам сделается Еврейским народом, сильным царством, прострется от Египта до Ливана, потом рассыплется от Вавилона до Египта, до Антиохии, до Рима, вновь сосредоточится в новом, духовном, Божественном Сыне Авраамли (Мф.1:1) - в Иисусе Христе и вновь паче прежнего распространится в новом духовном Израиле - в Христианстве, и в сем благословятся высочайшим и обширнейшим благословением точно все народы земные. Какое величественное древо, вселенную ныне осеняющее, в каком малом зерне обетования скрыто было! И как чудно изрекает Бог сие обетование. Авраам же бывая будет, то есть верно и непременно будет в язык велик [Быт.18:18]. Не глаголет: Ты будешь, хотя говорит в лице Аврааму, но: Авраам будет, как бы его тут не было, давая сим разуметь, что дело обетования сделается как бы без него, не по его предусмотрению, не его силою, не по его заслугам, ибо так действует благодать. А что еще удивительнее, Бог не глаголет даже: Аз сотворю Авраама в язык велик - но: Авраам будет, как будто дело сделается само собою. Господь скрывает некоторым образом Свою вседействующую силу, дабы показать Аврааму основание доброй будущности, которое особенно нужно сделать очевидным. Какое основание? Благочестие и на нем основанную правду или добродетель. Вем бо, продолжает Всеведущий слово Свое к Аврааму, яко заповесть сыном своим и дому своему по себе, и сохранят пути Господни творити правду и суд. Авраам посеет благочестие в сынах своих и в доме своем, и произрастет многоплодие и величие потомства. Завещает им правду, и они получат неисчислимое и неописанное наследие всемирного благословения.

Вот древнейшее умозрение, или, точнее сказать, вот Самим Богом преподанная теория обеспеченной будущности, объясненная и до сих пор подтверждаемая тысячелетними опытами!

Может быть, некоторые скажут, что жребий Авраама есть особенный и единственный во всем человечестве. Да, он есть особенный по чистоте и превосходству веры Авраамовой среди господствовавшего суеверия и беззакония и единственный по цели обетования, которая есть Христос, но в отношении к указанному основанию доброй будущности это не есть единственный случай или исключение из правила общего, а, напротив, есть только весьма ясный пример общего правила, по которому действует Провидение. Бог, Который так благословляет правду и суд в человеке, не может Сам отступать от правды и суда, ниже изменять Своих вечных правил. Если Он обещал и по обещанию действительно даровал Аврааму благословенную будущность на том основании, яко заповесть сыном Своим и дому своему по себе, и сохранят пути Господни, то, без сомнения, также дарует благую будущность, личную ли, потомственную ли, каждому, кто, заповедав благочестие во-первых себе самому, силою благочестия же действует и на зависящих от него, ревнуя о распространении оного между ближними и споспешествуя и утверждению оного на времена грядущие. Апостол, не обинуясь, возвещает всеобщее благотворное действие благочестия на будущность. Благочестие, говорит, на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго (1Тим.4:8).

В мудровании сынов века сего видны две мысли, которые располагают их жить в настоящем с слепою надеждою или, напротив, с отчаянною беспечностию в отношении к будущему: первая, что мир идет по своим законам, и потому один или несколько человек напрасно усиливались бы дать сей огромной машине желаемое направление; другая, что человечество само собою идет к совершенству, и потому не много важности в том, как ударяешь ничтожным веслом твоим по широкой реке времени, которая и без того течет, и все, по ней плывущее, влечет к морю совершенств разного рода.

Дабы усмотреть, правы ли сии мысли, можно их отдать на суд одну другой. Если мир, не исключая и человечества, идет по своим законам, как искусно устроенная машина, то напрасно мечтаете вы, будто человечество само собою идет к совершенству. Машина проходит и повторяет известный круг более или менее сложных и разнообразных движений и, без руки художника, нейдет ни к какому новому, прежде ей неизвестному совершенству; временем же скорее или медленнее подвигается к повреждению и разрушению. И напротив, если человечество само собою, или хотя как-нибудь иначе, идет к постепенно возрастающему или наконец ожидаемому совершенству, то, конечно, или мир не так управляется свойственными ему законами, как машина, или, по крайней мере, человечество не так крепко привязано к машинальной части мира, как думает машинальная мудрость.

Мир идет по своим законам! Путь так; он идет по законам необходимости. А ты, существо свободное и нравственное, разве ты не должен идти по законам свободы и нравственности? Разве премудрый, праведный и благий Бог только в бездушном мире воцарил свойственный Ему закон, а мир духовный предал мятежу и безначалию беззакония? Нет! В мире физическом что посеяно, то, а не другое, вырастет по закону необходимости; в мире духовном и нравственном что посеешь свободно, то и жать будешь. Посеешь благочестие и правду, пожнешь благословение и благополучие. Посеешь нечестие и неправду, пожнешь клятву, бедствие, погибель.

Человечество идет к совершенству! Это не совсем неправда. Философия нашла сию мысль у религии, позавидовала возвышенности ее, похитила ее, но не поняла и не умела употребить. Религия открыла, что Бог ведет человечество к совершенству и блаженству, зло неисправимое отсекая правосудием, исправимое исправляя милосердием, подая Свою силу немощи, но никогда силою не подавляя свободы, а преклоняя ее к добру любовию; гордая философия, худо подслушав, тщеславно пересказывает, что человечество идет к совершенству само собою, побеждая (как она прибавляет) природу посредством искусства, открытий, изобретений, но (что не всегда она проповедует, однако показывает делом) не домогаясь приближиться к Творцу природы. Со Святым Павлом молю вас, братие, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиам мира, а не по Христе (Кол.2:8). И ныне, как во времена языков, уклоняясь от мудрости по Христе, в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога (1Кор.1:21).

Скажите пожалуйте, неужели сие-то и есть прямая дорога и естественный ход к совершенству человечества? Или, напротив, не суть ли это распутия, дебри, пропасти, уклонения, заблуждения, падения? Но сократим спор. Если человечество, в целом ли, по-частно ли, должно идти к желаемому и ожидаемому в будущем совершенству, благополучию, блаженству, то надобно, чтобы найден или лучше указан был истинный к тому путь. Говорю: лучше указан, потому что путь, пролагаемый догадочно, часто не ведет к цели и тогда, когда ее представляет в виду, а путь, указанный опытным и верным путеводителем, ведет к цели и тогда, когда она еще скрыта от взоров. Какой же это путь? Тот, который Откровение Аврааму нарекло, по приспособлению к разнообразному множеству шествующих - путями Господними, который, впрочем, в основании есть единый путь Господень. Кто же указует путь сей? Иногда, поколику нужно, Сам Господь с неба, как, например, тому же Аврааму: Ходи предо Мною и буди совершен (Быт.17:1)[114]. Обыкновеннее же испытавшие благонадежность сего пути от радости провозглашают свое обретение, и по человеколюбию приглашают к участию в оном, как, например: Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни (Пс.118:1). Блажен муж, иже на пути грешных не ста, но в законе Господни воля его. Будет яко древо насажденное при исходищах вод. Вся, елика аще творит, успеет (Пс.1:1-3). Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его. Труды рук твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет (Пс.127:1,2). Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю: внегда потреблятися грешником, узриши (Пс.36:34). Если, то есть, и покажется тебе, что путь Господень труден или долог и не являет тебе вскоре приятной будущности, не колеблись в вере, не теряй надежды, наконец минует испытание и откроется воздаяние. Потерпи - узриши.

Христиане! Вам известно, что великий град Божий, к которому собственно ведет путь Господень, - блаженная будущность, которая оправдает путь сей совершенно, - лежит за пределами времени. Но на сем же, и только на сем пути лежат и мирные обители, и безопасные грады временных благословений. Сохраняйте сей путь у нас, благодарение Богу, не потерянный, и как благочестивейший Государь наш указует путь сей своему наследнику, так и вы предшествуйте на сем пути добрым примером, и указуйте, и заповедуйте оный - родители детям, домовладыки домашним, наставники наставляемым, начальники подчиненным, старший младшим; все друг другу да подаем руки на пути веры и благочестия, который есть единственный верный путь благоденствия и блаженства! Аминь.

Слово в день рождения благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича, 1848 г. [115]

Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем (Пс.131:11)