Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Какими ясными, какими разительными опытами дознал Израиль сию Божественную судьбу браней!

Иисус Навин сражается с Амалекитянами, а Моисей на горе молится. Крепче молится Моисей, крепче ратует Израиль и одолевает Амалекитян. Моисей изнемогает в молитве, Израильтяне изнемогают в битве, и победа склоняется на сторону Амалекитян. И бысть, егда воздвизаше Моисей руце; одолеваше Израиль: егда же опускаше руце; одолеваше Амалик. В знамение особенной силы молитвы общественной, Аарон и Ор поддержали воздвигнутые в молитве руки Моисея: И преодоле Иисус Амалика и вся люди его (Исх.17:11-13).

В другое время Иисус Навин сражается с пятью царями вдруг, и союзное с ним Небо стреляет в его врагов каменным градом, а он по необычайной надежде на Бога, не произнося даже слов молитвы, собственным повелением останавливает солнце, чтобы иметь время засветло довершить свою победу.

Времена Судей Израилевых представляют целый ряд происшествий, в которых открывается одна и та же судьба. Сотвориша сынове Израилевы злое пред Господем: - и предаде их в руки врагов. Возопиша сынове Израилевы ко Господу; - и возстави Господь спасителя Израилю, то есть победоносного над врагами вождя (Суд.3:7-9).

Здесь видно, между прочим, и то, каким образом достается иногда победа и не чтущим Бога. Она не им, собственно, дается, а отъемлется у сотворивших злое пред Господем и заслуживших наказание и упадает в руки народов, служащих орудием наказания, доколе вновь может быть возвращена принявшим наказание и исправление.

Так Израильтяне идолопоклонствуют, и их разоряют Мадиамляне. Но Гедеон, возбужденный Ангелом, заменяет олтарь Ваалов Олтарем истинного Бога и, вслед за тем, с тремя стами безоружных, одним ночным военным кликом: Меч Богу и Гедеону [Суд.7:20] - производит в стане Мадиамлян смятение и междоусобие, вследствие которого уже не нужно сражаться, а только преследовать и истреблять неприятельское войско.

Кто не знает Давида и его пастушеской пращи, которая против Голиафа и Филистимлян была победоноснее войска и военных орудий? Сила была не в праще и камне, но в имени Господа Бога Саваофа, которым вооружен был Давид.

Была и такая война, в которой главное сражение, решившее судьбу ее, дано было на словах и в которой несправедливо нападающий враг смирен был точно ни о чесом же, без оружия и ратоборства со стороны потерпевшего нападение. Сеннахирим, царь Ассирийский, напал на Иудею, взял крепости, не встретил своему войску препятствий дойти даже до Иерусалима. Иудейский царь Езекия уже признал свое бессилие и умилостивлял победителя данью. Но Сеннахирим домогался совершенного порабощения Иудеев и, чтобы низвести до последней степени упадок духа их, вздумал поколебать их надежду на Бога и для того словесно и письменно пустил в Иерусалим стрелы богохуления: Да не возносит тя Бог твой, на Негоже ты надеешися [4Цар.19:10]. Езекия понял, что война переносится с земли на небо, и, в храме пред Богом развернув богохульное рукописание, сказал: Отверзи, Господи, очи Твои и виждь [4Цар.19:16]. Бог ответствовал чрез Пророка Исаию, что на Себя приемлет защиту Иерусалима: И бысть в нощь ону, и сниде Ангел Господень и уби от полка ассирийскаго сто семьдесят и пять тысящ (4Цар.19:35).

Может быть, некоторые возразят, что все сие происходило во времена Феократии, то есть Богоправления, и что теперь иные времена. Никто, конечно, не станет спорить, что времена переменяются и что нынешний год уже иной, а не тот, который прошел.

Это не наше гадание, а созерцание Пророка. Бог Отец рек воплощаемому Сыну Своему: Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли (Пс.2:8). И по Иоаннову Откровению Иисус Христос есть Князь царей земных (Апок.1:5) - Князь царей, конечно, не по тщеславному и бездейственному имени, но по власти и по употреблению власти.

Можно даже сказать, что действие особенных Божиих судеб над царствами земными и Божий над ними суд во временах в некотором отношении необходимее, нежели для человеков порознь. Каждый человек имеет свое бессмертие, и потому награда или наказание за дело его во времени без нарушения правосудия могут быть отсрочены до вечной жизни. Но царства земные не имеют бессмертия и другой жизни в вечности, следственно, Божий над ними суд и воздаяние им за правду или неправду должны совершаться во временах, как то посредством благотворных или карательных действий природы, посредством благоустройства или нестроения общественного, посредством браней.

И в наше время не присутствуем ли мы при суде Божием над некоторыми царствами и народами? Не можем ли примечать и то, как они привлекли сами на себя суд? Но скажу словом Апостольским: Что ми внешних судити? Внешних Бог судит; - измите злые от вас самех (1Кор.5:12,13).

Да будем, братия, благочестиво внимательны к нашей жизни, делам и помышлениям. Ради вечного блага душ наших, а с тем вместе и ко временному благу царства и Отечества да удаляем от себя все, что противно духу Царствия Божия, который есть дух истины и правды, веры и верности, непорочности и чистоты, благости и милосердия, смирения и послушания, единодушия и любви. Да подвизаемся в молитвах о Державе благочестивейшего Царя нашего и о победе воинства его, и да не лишим нашу молитву силы нерадением, или маловерием, или недостоинством жизни.

Словеса Господни не мимо идут никогда, и потому то же слово, которое было ветхому Израилю обличением прошедшего, гласит новому Израилю как наставление для настоящего и обетование для будущего, аще, людие Божии, послушаете Бога, аще, новый Израиль, в пути Его ходить будешь, ни о чесом же враги твоя смирит и соделает тебя не только их победителем, но, как и было, даже избавителем их от домашнего их зла [Пс.80:14-15]. Аминь.